Получи документы

Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»

оксана тришкова
Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»

С первых лет жизни у ребенка начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, которые усваивает ребенок, в его песнях, языке, играх и игрушках, которыми он забавляется. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций и представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках предстает перед ним родина. И чем ярче, живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на ребенка. Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками своей страны.

Публикация «Консультация для педагогов „Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника“» размещена в разделах

В народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями – ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления – представления о культуре своего народа. Собиратель русского фольклора Киреевский П. В. говорил: «Тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не сопровождали во всех подходах, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит». Ребенку доступен мир сказок и игр. Как не стремится ему быть храбрым, когда сказка учит его побеждать храбростью, смелостью и высмеивать трусость. Приключения колобка в русской народной сказке поистине героическая эпопея для ребенка. Игра учит быть ловким: мышка не должна попасть в лапы к кошке, гуси, зайцы – к волку. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно. Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это целая сокровищница народной мудрости.

Народная песня и пляска передает гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. В народных играх блестяще соединены художественное и педагогическое начало. Если ребенок играл в игры с раннего детства, то позднее уже взрослым он легко их воспроизводит.

Трудно сказать, какому виду творчества отдать предпочтение в его влиянии на развитие ребенка. С ранних пор русская народная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. В истории общественной мысли есть блестящая эпоха борьбы за народность, связанная именами Пушкина А. С., Гоголя Н. В., Белинского, Чернышевского. В наше время русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития.

Сегодня хорошо известны такие творческие коллективы : «Березка», «Криница», «Ивушки», народные хоры им. Пятницкого, Кубанский казачий хор.

В русском народном творчестве много устарелого, отражающего пережитки прошлого. Белинский хорошо заметил, что национальный дух не одно и тоже, что национальные обычаи и предания старины. Все это должно лечь в основу отбора материала народного творчества для использования его в воспитании детей дошкольного возраста. Необходимо занимать детей такими народными играми, песнями и сказками, которые органично входили бы в их жизнь, были бы интересны и понятны, которые они смогли бы самостоятельно применить.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребенка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки – всё это произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли люди из народа. Их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно, от одного человека к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню каждый рассказчик или певец что-то дополнял, добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка, например, была еще более интересной, а песня – красивее. Вот поэтому мы и говорим, что авторами песен и сказок, пословиц и частушек является сам народ. В наши дни тоже сочиняются новые поговорки и пословицы, частушки, прибаутки, новые загадки и сказочки. Произведения устного народного творчества выражают мысли, чувства и мечты народа. Поэтому знакомство с народным творчеством помогает глубже узнать нашу Родину.

В детском саду уже в первой младшей группе нужно начинать знакомить детей с народным творчеством. Заметен интерес малышей к потешкам, сказкам и колыбельным песням. Все это помогает вызвать бережное отношение к некоторым вещам, развить речь у ребенка. Детям нравится, когда педагог берет куклу Катю на руки, ласковым и нежным голосом начинает петь колыбельную ей, покачивая :

Баю, баю, баю – бай,

Ты, собачка, не лай!

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди!

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка, используя игрушку, и разбудить куклу. после таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали всю песенку и переносили ее в повседневную игру.

Знакомство с потешками можно начать с рассматривания картинки или игрушки. Рассказать о персонаже потешки, о его особенностях, объяснить значение некоторых слов:

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелену.

Он головушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечки – бряк, бряк, бряк!

Все звоночки – звяк, звяк, звяк!

Во время умывания и расчесывания для лучшего запоминания хорошо познакомить малышей с такими песенками:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Или: Расти, коса, до пояса, ни вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся, маму дочка слушайся!

Приятно наблюдать, как во время игры девочки использовали потешки, как бережно и с какой любовью они относились к своим куклам.

Деткам среднего возраста детского сада нужно подбирать потешки посложнее и поставить задачу не только запоминать песенку, но и обыграть ее. Всей группой дети учатся двигаться, говорить, как лиса, заяц, курочка, медведь, кошечка, ежик и т. д. в зависимости от того, о ком говорится в потешке:

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: Поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь: Могу песни я петь!

Конечно, сразу не всем детям удается передать характер персонажей, но интерес в их глазах был виден точно, и как они старались исполнить свои роли.

В старшей группе разумно больше внимания уделять сказкам. Но сказки эти не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику и эмоции. Этот метод помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. А еще более действенный метод – это переодевание педагога в костюм, например, бабушки-сказательницы или Василисы-Прекрасной. Любую сказку можно начать с призказки:

За ступенькою ступенька станет лесенка.

Слово к слову ставь складенько, будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка,

Сядь со мною на крылечко – будет сказочка!

После сказки интересно наблюдать, как дети делятся друг с другом впечатлениями, иногда спорили. Чтобы узнать, как хорошо дети запомнили сказку и поняли ее, можно подобрать соответствующие игрушки и спросить, из какой сказки к нам пришел этот герой?

С детьми старшего дошкольного возраста также можно проводить этюды-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап очень интересен детям, но и кропотлив. Выбор костюмов, атрибутов, украшение зала – все это очень занимало детей. Проживая сказку дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга. Постоянное использование детьми этюдов – драматизаций на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения : пластику, мимику, речь. Эмоционально разряжаясь, дети становятся добрее, мягче, увереннее в себе.

Помимо сказок также детям интересны пословицы и поговорки. Ведь это «жемчужины» народного творчества, которые оказывают воздействие на разум ребенка, на его чувства. Слова в пословицах и поговорках легко запоминаются, потому что они образны и поэтичны, наделены яркими эпитетами, сравнениями, определениями. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Ставят дети стульчики на свои места в музыкальном зале, напомнить медлительному Диме, что семеро одного не ждут. Или, например, рассматривание иллюстрации осеннего сада и весеннего, напомнить, что весна красна цветами, а осень – плодами. Пословицы о труде очень полезны детям. Легко их выучить, если завести картотеку, чтобы дети могли по картинке назвать любую пословицу. «дело мастера боится», «терпенье и труд все перетрут», «глаза боятся – руки делают». В подготовительной группе дети уже самостоятельно могли сами организовать конкурс – соревнование между девочками и мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовет».

Загадки – это тоже устное народное творчество. Это полезное упражнение для ума. Чтобы облегчить отгадывание загадки, нужно показать детям несколько игрушек. Весь отгадываемый материал перед глазами и дети быстро отгадывали их. Позже можно показать какую-либо игрушку и предложить детям загадать загадку о ней. Дети с интересом и легкостью справлялись с задачей. Дети всегда с нетерпением ждут вечеров загадок, когда в гости к ним приходит бабушка-загадушка. Она приносила в корзинке игрушки, природный материал, бросовый материал. И дети отгадку мастерили все вместе.

Дошкольники очень любят развлечения, в которых исполняют русские народные песни, играют в народные игры, хороводы. Они с удовольствием переодеваются в русские народные костюмы, надевают косынки, с задором исполняют частушки. Целью таких развлечений является расширение знаний о народном языке, дать почувствовать красоту, напевность народных песен, обогатить словарь детей. Особое внимание нужно уделить народным играм с фольклорным текстом. Дети с удовольствием играют в эти игры, так как фольклорный текст оживляет игру, он интересен и доступен.

Проводить работу с детьми по устному народному творчеству полезно для того, чтобы они сумели применить свои знания народного творчества в различных ситуациях, смогли поучаствовать в фольклорных праздниках в школе. Обращаясь к кладезю народной мудрости нужно учитывать не только его воспитательный характер, но и богатый речевой потенциал.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство — детям «Человек по натуре своей- художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…» Воспитание детей в нашей стране.

Развитие патриотических чувств в условиях детского сада Проблема воспитания патриотизма в детском саду на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 09:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД