Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»

оксана тришкова
Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»

С первых лет жизни у ребенка начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, которые усваивает ребенок, в его песнях, языке, играх и игрушках, которыми он забавляется. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций и представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках предстает перед ним родина. И чем ярче, живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на ребенка. Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками своей страны.

В народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями – ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления – представления о культуре своего народа. Собиратель русского фольклора Киреевский П. В.говорил: «Тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не сопровождали во всех подходах, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит». Ребенку доступен мир сказок и игр. Как не стремится ему быть храбрым, когда сказка учит его побеждать храбростью, смелостью и высмеивать трусость. Приключения колобка в русской народной сказке поистине героическая эпопея для ребенка.Игра учит быть ловким: мышка не должна попасть в лапы к кошке, гуси, зайцы – к волку. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно. Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это целая сокровищница народной мудрости.

Народная песня и пляска передает гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. В народных играх блестяще соединены художественное и педагогическое начало. Если ребенок играл в игры с раннего детства, то позднее уже взрослым он легко их воспроизводит.

Трудно сказать, какому виду творчества отдать предпочтение в его влиянии на развитие ребенка. С ранних пор русская народная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. В истории общественной мысли есть блестящая эпоха борьбы за народность, связанная именами Пушкина А. С., Гоголя Н. В., Белинского, Чернышевского. В наше время русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития.

Сегодня хорошо известны такие творческие коллективы : «Березка», «Криница», «Ивушки», народные хоры им. Пятницкого, Кубанский казачий хор.

В русском народном творчестве много устарелого, отражающего пережитки прошлого. Белинский хорошо заметил, что национальный дух не одно и тоже, что национальные обычаи и предания старины. Все это должно лечь в основу отбора материала народного творчества для использования его в воспитании детей дошкольного возраста. Необходимо занимать детей такими народными играми, песнями и сказками, которые органично входили бы в их жизнь, были бы интересны и понятны, которые они смогли бы самостоятельно применить.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребенка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки – всё это произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли люди из народа. Их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно, от одного человека к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню каждый рассказчик или певец что-то дополнял, добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка, например, была еще более интересной, а песня – красивее. Вот поэтому мы и говорим, что авторами песен и сказок, пословиц и частушек является сам народ. В наши дни тоже сочиняются новые поговорки и пословицы, частушки, прибаутки, новые загадки и сказочки. Произведения устного народного творчества выражают мысли, чувства и мечты народа. Поэтому знакомство с народным творчеством помогает глубже узнать нашу Родину.

В детском саду уже в первой младшей группе нужно начинать знакомить детей с народным творчеством. Заметен интерес малышей к потешкам, сказкам и колыбельным песням. Все это помогает вызвать бережное отношение к некоторым вещам, развить речь у ребенка. Детям нравится, когда педагог берет куклу Катю на руки, ласковым и нежным голосом начинает петь колыбельную ей,покачивая :

Баю, баю, баю – бай,

Ты, собачка, не лай!

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди!

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка, используя игрушку, и разбудить куклу. после таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали всю песенку и переносили ее в повседневную игру.

Знакомство с потешками можно начать с рассматривания картинки или игрушки. Рассказать о персонаже потешки, о его особенностях,объяснить значение некоторых слов:

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелену.

Он головушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечки – бряк, бряк, бряк!

Все звоночки – звяк, звяк, звяк!

Во время умывания и расчесывания для лучшего запоминания хорошо познакомить малышей с такими песенками:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Или: Расти, коса, до пояса, ни вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся, маму дочка слушайся!

Приятно наблюдать, как во время игры девочки использовали потешки, как бережно и с какой любовью они относились к своим куклам.

Деткам среднего возраста детского сада нужно подбирать потешки посложнее и поставить задачу не только запоминать песенку, но и обыграть ее. Всей группой дети учатся двигаться, говорить, как лиса, заяц, курочка, медведь, кошечка, ежик и т. д. в зависимости от того,о ком говорится в потешке:

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: Поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь: Могу песни я петь!

Конечно, сразу не всем детям удается передать характер персонажей, но интерес в их глазах был виден точно, и как они старались исполнить свои роли.

В старшей группе разумно больше внимания уделять сказкам. Но сказки эти не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику и эмоции. Этот метод помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. А еще более действенный метод – это переодевание педагога в костюм, например, бабушки-сказательницы или Василисы-Прекрасной.Любую сказку можно начать с призказки:

За ступенькою ступенька станет лесенка.

Слово к слову ставь складенько, будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка,

Сядь со мною на крылечко – будет сказочка!

После сказки интересно наблюдать, как дети делятся друг с другом впечатлениями, иногда спорили. Чтобы узнать, как хорошо дети запомнили сказку и поняли ее, можно подобрать соответствующие игрушки и спросить, из какой сказки к нам пришел этот герой?

С детьми старшего дошкольного возраста также можно проводить этюды-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап очень интересен детям, но и кропотлив. Выбор костюмов, атрибутов, украшение зала – все это очень занимало детей. Проживая сказку дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга. Постоянное использование детьми этюдов – драматизаций на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Эмоционально разряжаясь, дети становятся добрее, мягче, увереннее в себе.

Помимо сказок также детям интересны пословицы и поговорки. Ведь это «жемчужины» народного творчества, которые оказывают воздействие на разум ребенка, на его чувства. Слова в пословицах и поговорках легко запоминаются, потому что они образны и поэтичны, наделены яркими эпитетами, сравнениями, определениями. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Ставят дети стульчики на свои места в музыкальном зале, напомнить медлительному Диме, что семеро одного не ждут. Или, например, рассматривание иллюстрации осеннего сада и весеннего, напомнить, что весна красна цветами, а осень – плодами. Пословицы о труде очень полезны детям. Легко их выучить, если завести картотеку, чтобы дети могли по картинке назвать любую пословицу. «дело мастера боится», «терпенье и труд все перетрут», «глаза боятся – руки делают». В подготовительной группе дети уже самостоятельно могли сами организовать конкурс – соревнование между девочками и мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовет».

Загадки – это тоже устное народное творчество. Это полезное упражнение для ума. Чтобы облегчить отгадывание загадки, нужно показать детям несколько игрушек. Весь отгадываемый материал перед глазами и дети быстро отгадывали их. Позже можно показать какую-либо игрушку и предложить детям загадать загадку о ней. Дети с интересом и легкостью справлялись с задачей. Дети всегда с нетерпением ждут вечеров загадок, когда в гости к ним приходит бабушка-загадушка. Она приносила в корзинке игрушки, природный материал, бросовый материал. И дети отгадку мастерили все вместе.

Дошкольники очень любят развлечения, в которых исполняют русские народные песни, играют в народные игры, хороводы. Они с удовольствием переодеваются в русские народные костюмы, надевают косынки, с задором исполняют частушки. Целью таких развлечений является расширение знаний о народном языке, дать почувствовать красоту, напевность народных песен, обогатить словарь детей. Особое внимание нужно уделить народным играм с фольклорным текстом. Дети с удовольствием играют в эти игры, так как фольклорный текст оживляет игру, он интересен и доступен.

Проводить работу с детьми по устному народному творчеству полезно для того, чтобы они сумели применить свои знания народного творчества в различных ситуациях, смогли поучаствовать в фольклорных праздниках в школе. Обращаясь к кладезю народной мудрости нужно учитывать не только его воспитательный характер, но и богатый речевой потенциал.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство — детям «Человек по натуре своей- художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…» Воспитание детей в нашей стране.

Развитие патриотических чувств в условиях детского сада Проблема воспитания патриотизма в детском саду на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста ребенка.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Искусство
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 09:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки