Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период»

Дидик Наталья Викторовна
Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период»

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель и направление. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия в летнее время и добиться, чтобы каждый ребенок хорошо поправился и закалился.

Лето вносит ряд перемен в условия жизни детей, в организацию работы с ними, так как весь день они проводят на воздухе. Это - утренний прием на участке, дневная и вечерняя прогулки.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация прогулок в летний период“» размещена в разделах

Рабочий день воспитателя начинается с подготовки участка к приему детей. Участок должен быть чистым, политым, песок вскопан и влажен.

Необходимо проверить территорию там, где будут играть дети, нет ли битого

стекла, торчащих гвоздей, сухих веток на уровне роста детей, а также ядовитых растений, и обеспечить охрану жизни и здоровья детей. На чистом и влажном участке детям легче дышится, чистый участок вызывает желание играть. К уборке участка можно привлекать и детей - предложить им собрать бумагу, камушки, сухие ветки, старшим детям предложить полить участок, из детских леек, подмести участок, для этого должны быть приготовлены небольшие метелки.

Ежедневно утром проводится гимнастика. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают большое влияние на развитие организма, способствуют росту костей, укреплению мышц. Они улучшают работу жизненно важных органов дыхания, кровообращения, регулируют газообмен, вызывают у детей чувство бодрости. Движения, не стесняемые одеждой, приобретает особую легкость.

Дневная прогулка - время развития детей. Продолжительность прогулки дает возможность воспитателю организовать разнообразную деятельность детей. На свежем воздухе организуются все виды детской деятельности. Каждому из них отведено место и время в, распорядке дня.

Особенно выделяется игра, как форма организации всей жизни детей, многообразнее становится трудовая деятельность.

В течение долгого летнего дня дети нуждаются в том, чтобы их объединяли для коллективных занятий, иначе они устают и излишне возбуждаются. Поэтому занятия с детьми проводятся ежедневно. Кроме занятий с коллективом детей (физкультурные, музыкальные, проводятся занятия с небольшими группами и индивидуально.

Программа воспитания в детском саду предусматривает общие физкультурные занятия во всех возрастных группах 3 раза в неделю. Большое значение имеет методика проведения занятий. Естественно, что там, где меньше времени затрачивается на организацию детского коллектива, больше времени можно отвести на упражнения. Продолжительность физкультурных занятий:

в 1 младшей группе – 15 минут;

во 2 младшей группе - 20 минут;

в средней группе - 20 минут;

в старшей - 25 минут;

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

В прохладные дни занятия проходят в более быстром темпе, дети получают несколько большую физиологическую нагрузку. В жаркие дни физиологическая нагрузка в занятиях несколько ниже, занятия проводятся в более медленном темпе.

На участке ежедневно проводятся подвижные игры, в которые вовлекается вся группа детей. Среди них - игры, знакомые детям, новые, которые по своему содержанию и правилам больше соответствуют особенностям летнего сезона. Количество игр может быть небольшим, но, придумывая различные варианты, можно осуществлять различные воспитательные задачи.

Самостоятельные игры детей с движениями требуют со стороны воспитателя систематического руководства и внимательного наблюдения. Чтобы дети, увлеченные игрой, не переутомлялись и своевременно менял характер движения, их переключают с одной игры на другую. При разнообразии упражнений усилия распределяются на различные группы мышц: одни отдыхают в то время, когда другие находятся в напряжении.

Особое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения явлений природы, а также правильно организованный труд в природе. Длительные наблюдения за растениями и животными помогают сделать правильные выводы о жизни растений, животных, о тех взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе. В воспитательной работе летом большое место занимают прогулки и экскурсии в природу.

Особенно интересны прогулки в природу с определенной целью. Целевые прогулки планируются и проводятся воспитателем в зависимости от конкретных условий. Начинаются целевые прогулки в мест расположенных в непосредственной близости от участка детского сада. Перед прогулкой воспитатель ставит цель. Прогулки проводятся во всех группах детского сада

в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.

Организация экскурсий более сложна. Проведение экскурсии требует тщательной подготовки, которая начинается задолго до экскурсии. Ей предшествует осмотр места экскурсии, чтобы можно было продумать, что лучше показать детям, какие вопросы у них могут возникнуть, как детей расставить, где можно расположиться для отдыха. Заранее готовится и соответствующее оборудование.

Готовясь к экскурсии, воспитатель тщательно обдумывает ее программное содержание, намечает в определенной последовательности вопросы к детям, продумывает весь ход экскурсии, ее начало, приемы, способствующие активизации детей, конец. Экскурсия будет успешной, если в ходе ее воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и использует имеющийся у детей опыт. Воспитателю следует заранее решить, какой природный материал будет собран, как обеспечить его сохранность. Развитию наблюдательности, любознательности способствуют повторные прогулки и экскурсии в одно и то же место.

Полезно приучать детей рассказывать о своих наблюдениях, о том, где, и как были найдены те или иные растения или животные. Зарисовки в "Дневник наблюдений" помогут детям лучше запомнить повадки разных животных, разовьют их наблюдательность. Выбор содержания наблюдений определяется общим планом, конкретное содержание наблюдений зависит от обстоятельств текущего дня. На прогулке предусматриваются организация дидактических игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель, ее проведения, приемы руководства игрой их усложнение при повторном проведении.

Предусматриваются игры с отдельными детьми, требующими индивидуальной работы.

В распорядке детской жизни предусмотрено участие детей в посильном труде. Утром, как обычно работают дежурные по уголку природы, по столовой. Между завтраком и обедом, а также после дневного сна дети могут участвовать в уборке участка, могут заняться изготовлением игрушек-самоделок. Особенно полезен труд детей в природе - на огороде, цветнике, в уголке природы. Воспитатель регулирует нагрузку, учитывая силы каждого ребенка. При переноске воды для полива растений или уборки, дети, во избежание боковых искривлений позвоночника, должны иметь небольшие леечки или ведерки в обеих руках.

Значительная часть времени отводится на игры детей. Дети играют до завтрака, между завтраком и занятием, между занятием и обедом, а также после дневного сна. Игра, руководимая воспитателем - лучшее средство укрепления сил ребенка. Летом нужно использовать игры с движениями. Поэтому на участке подбираются игрушки и пособия, пользуясь которыми дети упражняются в разнообразных движениях, полезных для физического развития.

Воспитатель, руководя играми, заботится о чередовании детской деятельности: после игр, требующих значительной нагрузки, физических усилий, привлекает детей к более спокойным играм.

С большим удовольствием играют дети в сюжетно-ролевые игры. Игрушки которые используют они в своих играх, должны находиться рядом

с местом игры.

Особого оборудования и места требуют игры с песком и водой. У детей должны быть игрушки для игр с песком: лопатки, ситечки, совки, формочки, палочки, дощечки, камушки. Песок требует систематического ухода. Одни

раз в неделю его следует обдавать кипятком. Ежедневно "прочесывать" граблями, очищая от мусора, сгребать после игры. Вечером и за час до игры поливать: песок будет чистым и пластичным. Воспитатель должен внимательно следить за играми с песком, предупреждать, что насыпать его нужно осторожно, чтобы он не попадал

кому-нибудь в глаза.

Для игр с водой можно использовать тазы, ванночки, надувные плавающие игрушки, изделия из пластмассы, резины.

Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов, ежедневно их мыть. Организуя игровую деятельность, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность, так в наиболее жаркие часы игры детей должны быть более спокойными. В это время хороши игры с водой, настольные игры. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Конструирование из разнообразных материалов - одно из наиболее увлекательных и полезных занятий летом. Оно тесно связано с игрой и вытекает чаще всего из ее потребностей. В сюжетно-ролевых играх можно видеть ребенка, который использует кусок коры, сухую ветку, сучок как машину, куклу и т. д. Он наделяет эти бесформенные предметы качествами нужного ему образа. Насколько богаче будут игры, если он нужную ему игрушку сможет сделать сам.

Воспитатель учит детей видеть вокруг себя интересный для конструирования материал, показывая при этом возможности его использования. Так, дети собирают листья клена, а воспитатель в их присутствии может смастерить шапочку.

Работа с разнообразным конструктивным материалом не только помогает создать дружный коллектив, но и имеет большое воспитательное значение: у детей развивается смекалка, сообразительность; они приобретают полезные навыки: научаются ставить цель и добиваться результата, преодолевать препятствия. Лето - это время, когда для детей надо создать все условия для творческой деятельности в работе с разнообразными конструктивными материалами. Вся работа по конструированию ведется с небольшими группами детей.

Дети, находясь в непосредственной близости к природе, каждый день встречаются с интересными явлениями. Все привлекает их внимание: и маленькая букашка, и яркая радуга. Обилие впечатлений создает у детой повышенное эмоциональное настроение, что заметно сказывается на их стремлении отразить, в творческой деятельности то, что видели, узнали, почувствовали. Чтобы дети могли отразить в рисунке, лепке, аппликации свои впечатления, их наблюдения должны носить систематический характер.

Следует научить детей целенаправленному наблюдению, во время которого

ребенок не только познает предмет или явления, но и воспринимает его эстетические качества.

Нужно чаще предоставлять детям возможность самим придумать содержание рисунка, лепки. Занятия по замыслу летом занимают особенно большое значение. Летом проводится больше коллективных работ по рисованию, лепке, аппликации. Чтобы дети могли плодотворно заниматься изобразительной деятельностью, воспитателям необходимо позаботиться о создании необходимых условий. На участке хорошо иметь доску для рисования мелом.

Большое место: летом занимает лепка из глины. Работы детей из глины можно обжечь или высушить В тени, на сквозняке, затем их ставят на солнце, расписывают гуашью. Работа такая проводится с небольшими группами.

Развлечения помогают педагогу в интересной форме решать серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новью навыки (певческие,

двигательные, у детей развиваются творческие способности, организаторские навыки. Но надо помнить, что летнее время предназначено для укрепления здоровья детей, для их отдыха, поэтому нельзя загружать их обилием материала, давать сложные танцы, постановки, упражнения, которые потребуют большого напряжения, внимания, усиленной тренировки.

Все игры, сценки, упражнения должны быть рассчитаны на имеющиеся у детей навыки. Некоторые посильные приготовления для организации развлечений нужны и полезны, они вносят разнообразие в жизнь детей, способствуют развитию таких качеств, как чувство ответственности, внимательное отношение друг к другу.

Развлечения проводятся во всех группах, иногда для одной группы, а иногда для нескольких групп вместе. Это зависит от содержания материала. Некоторые развлечения проводятся еженедельно: просмотр диафильмов, слушание музыки, спектакли настольного театра, вечера самодеятельности, спортивные развлечения. Один раз за лето проводится "Физкультурный праздник", так как требует особой подготовки.

Задача детского сада - в полной мере использовать благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей условия летнего времени и предохранить их от возможных опасностей. Солнце, воздух и вода особенно помогают нам летом. Однако, естественные природные факторы могут оказать на детский организм и неблагоприятные воздействия, если пользоваться ими неразумно. Нельзя забывать, что лето таит и опасности: перегрев, солнечный ожог, опасность желудочно-кишечных заболеваний, травм, ушибов, перевозбуждения при нерегулируемых воспитателями движениях. Надо помнить, что увеличение травм, переломов начинается примерно с 3-х летнего возраста, так как начинается окостенение опорно-двигательного аппарата ребенка. По статистическим данным до 7 лет травмы головы составляют примерно 81%,грудной клетки - 31%,кости голени - 20 %, на кости тазобедренного сустава - 19%, кости бедра – 18,6%,кости рук -17,2% ,позвоночника – 16 %.

В детском саду процесс воспитания должен строится с учетом знаний по охране безопасности жизни и здоровья детей.

- надо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности развития детей;

- учитывать естественно возникающие у ребенка желания и побуждающие его к деятельности мотивы;

- ориентировать ребенка на использование своих индивидуальных особенностей и чувственно-осознанного опыта.

Отсюда: надо воспитывать у детей навыки правильного поведения при помощи бесед, знакомства с художественной литературой, использовать сложившиеся ситуации. Создавать проблемные ситуации, рассматривать картины, модули, игры, досуга, развлечения, знакомить детей с ядовитыми растениями, ягодами и грибами. Почему надо мыть руки и т. п.

В подготовительный к лету период очень важно соблюдать "Инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей".

Летом у детей повышается потребность в питье. Удовлетворяя ее, нужно в то же время регулировать количество употребляемой ими жидкости. Для питья должна быть всегда приготовлена свежая кипяченая вода. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой. Большое внимание летом уделяется одежде детей, в теплые дни - трусики, на голове - панамы. В дни, когда погода неустойчивая, приходится одежду менять несколько раз. Регулируя одежду детей, необходимо учитывать степень закаленности и состояние здоровья каждого. Прекрасным средством закаливания летом является хождение босиком, при условии, если участок чист, и нет опасности поранить ноги. В летнее время проводятся и другие

средства закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, купания в открытом водоеме.

При проведении вечерних прогулок количество планируемых видов деятельности сокращается. Чаще планируются игры малой, средней подвижности, продумываются 79 условия для самостоятельных игр. Намечаются наблюдения за явлениями природы вечером.

Разумное применение всех указанных средств воздействия на организм детей, правильное их сочетание с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его особенностей, дают хорошие результаты.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация прогулок в летний оздоровительный период»Фотоотчет «Организация прогулок в летний оздоровительный период» Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Именно летом благоприятные для укрепления здоровья детей условия,.

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей в летний период в режиме дня» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период» Лето – прекрасное время года. В большинстве случаев долгожданный отдых - заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы – ждет нас.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период». Часть вторая Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию ещё несколько идей для организации досуга детей. Рисование мелками. В самую жару, когда.

Консультация для родителей «Организация работы с детьми в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период» Консультация для воспитателей на тему: «Организация и планирование прогулок в зимний период» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие.

Консультация для воспитателей «Организация проведения прогулок с детьми в летний оздоровительный период»Консультация для воспитателей «Организация проведения прогулок с детьми в летний оздоровительный период» Лето – самая долгожданная и любимая пора детей и взрослых, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним.

Консультация для воспитателей «Организация детского досуга в летний период». Уважаемые педагоги! Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из.

Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период» Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период»
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 17:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД