Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»

Надежда Горохова
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»

Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

Толстой А. Н

За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину и воспитывать это чувство в детях.

Публикация «Консультация для педагогов „Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.

Цель моей педагогической работы – формирование познавательно интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.

Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем :

1. Знакомить детей с историей развития родного края.

2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.

5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Для того, чтобы воспитать у детей патриотическое воспитание, необходимо иметь опыт работы по данной теме, ознакомится с методической литературой, с программой с учетом ФГОС, составить систему работы, включающую перспективный план, конспекты, по разным образовательным областям (с учетом ФГОС).

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.

Накопление опыта по патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребенка в данную сферу, начиная с младшего возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок пред собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики» - писал К. Д Ушинский.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие – то даты, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать, то все это постепенно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова и снова, и именно они привязывают его к родному дому, родным людям.

Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые находятся на ближайших улицах, школа, магазин, почта, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

В средней группе следующим этапом по воспитанию патриотизма является формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей, теплой, уютной атмосферы. Каждый день должен для ребенка быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Основным методом работы в средней группе являются беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы республики и конечно тематические занятия на такие темы» Мой родной край», «Природа родного края», «Мы в Осетии живем».

В старшей группе большое внимание уделяется нравственным идеалом, традициям народов Северной Осетии, быту русского народа. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважение и интересом относится к культурным традициям других народов. Мою группу посещают дети разной национальности, с разной культурой, поэтому проводились беседы на тему «Что такое дружба», «Семейные традиции».

Сейчас тема моей работы с детьми в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем». В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся с городом Моздоком, его районами, селами, с особенностями местности, сферами деятельности людей, животным и растительным миром родного края. О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. При этом я стараюсь научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

В своей работе применяю разнообразные формы работы с детьми – экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, викторины, проекты. Часто эти формы сочетаются в одном мероприятии. Большое внимание уделяю закреплению знаний и выражению впечатлений, полученных детьми, в разнообразной деятельности, изобразительной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.

Во все этапы моей работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная связь с семьей, кА ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.

В своей работе стараюсь гармонично сочетать использование новых технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет ресурсам.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Я считаю, очень важно продолжать свою дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Литература:

1. Г. Н Абросимова «Патриотическое воспитание средствами краеведо – туристкой деятельности» Москва 2003 год.

2. Л. А Кондрыкинская «С чего начинается Родина» Москва 2003 год.

3. М. Ю Новицкая «Наследие – патриотическое воспитание в деском саду» Москва 2003 год.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого Выступление на педсовете детского сада по теме «Воспитание нравственных качеств у дошкольников». Уже не первый год я работаю над темой.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Консультация для родителей «Особенности ознакомления детей с родным краем» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельностиНравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению 1 слайд Семинар – практикум «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению» 2 слайд.

Ознакомления дошкольников с родным краем, озером Байкал посредством использования информационных коммуникативных технологий И. М. Ивлева «Ты вспомнишь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал» К. Симонов.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсииПатриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсии Хочу поделиться своим небольшим опытом в работе по воспитанию патриотизма у дошкольников в старшей группе. В этом году одной из задач нашего.

Перспективный план ознакомления детей с родным краем и республикой в подготовительной группе Сентябрь Дидактическая игра «Опиши одежду Аленки» Цель: познакомить детей с национальной одеждой коми республики. Беседа с детьми «Край.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 19:28
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД