Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Светлана Емельяненкова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению

1 слайд

Семинар – практикум

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению»

2 слайд

Нормативно-правовое обеспечение.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

• Конституция Российской Федерации.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению» размещена в разделах

Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.».

• Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2011-2015гг.

• Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

• Проект закона Брянской области «О патриотическом воспитании» 28 января 2015г.

• План мероприятий Управления образования Брянской городской администрации, посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой отечественной войне 1941-1945годов.

• План мероприятий МБДОУ детского сада №56 «Медвежонок», посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

3 слайд

Основные задачи ДОУ:

- воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать умение любоваться своей страной, своим краем, городом, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;

- формировать представления о героизме;

- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

- систематизировать и закреплять знания о природе страны, края, города;

- формировать интерес у семьи к созданию условий по нравственно патриотическому воспитанию.

4 слайд

В первой младшей группе формируем

- внимательное отношение к родителям, близким людям;

- представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.);

- напоминаем детям названия города (Брянск) в котором они живут.

Во второй младшей группе формируем:

- знания ребенка о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком);

- положительное отношение к детскому саду ( обращаем внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты: светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки;

- формируем чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада;

- уважительное отношение к сотрудникам детского сада;

- обращаем внимание на красивые растения, на их разнообразие и красоту;

- формируем интерес к малой родине и первичные представления о ней;

- побуждаем рассказывать о том, как они гуляли в выходные дни в парках, в скверах, детских городках Бежицкого района города Брянска.

5 слайд

В средней группе формируем:

- представления о родственных отношениях в семье;

- знакомим с традициями детского сада (Праздник посвященный Дню города «Будем городом своим гордиться», возложение цветов к памятнику А. И. Виноградова, конкурс рисунков на тему «Подвиги наших прадедов», конкурс чтецов «Шумел сурово Брянский лес», «Масленица», привлекаем к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций;

- рассказываем детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях (цирк, храм, железнодорожный вокзал, дворец культуры БМЗ, парк – роща «Соловьи», парк деревянной скульптуры им. А. Н. Толстого и т. д.)

-даем представления о государственных праздниках (День России, День города, День защитника Отечества и др.);

- рассказываем о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики)

Слайд 6-7

В старшем дошкольном возрасте формируем :

- представления о Москве - главном городе, столице России

- представления детей об истории семьи в контексте истории родного края;

- продолжаем знакомить с достопримечательностями города Брянска, Бежицкого района,в котором живут дети (железнодорожный вокзал «Оржоникидзеград», дворец культуры БМЗ, музей братьев Ткачевых., парк им. А. С. Пушкина и т. д);

- закрепляем знания о флаге, гербе и гимне страны, а также о гербе,флаге и гимне «Шумел сурова Брянский лес» города Брянска;

- развиваем представления о том, что Российская Федерация – огромная, многонациональная страна.

- воспитываем уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

- расширять знания о государственных праздниках и праздников своего региона (день города 17 сентября, день партизан и подпольщиков 29 июня, день Бежицы 5 июня, фестиваль «Славянское единство»);

- углубляем знания о Российской армии;

- знакомим с людьми,прославившими город в годы войны А. И. Виноградов, П. Камозин, Д. Н. Медведев, А. А. Морозов и т. д. ;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;

- знакомим с парком А. К. Толстого, его значением для жизни горожан;

- знакомим с произведениями брянских художников братьев Ткачевых;

- привлекаем детей и родителей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини – музея народного промысла: резьба по дереву город Злынка, Мглинской глиняной игрушки, вышивка рушников и костюмов Брянской обла

8 слайд

4. Модель формирования патриотических чувств у дошкольников с учетом регионального компонента.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ

духовная материальная приобщение к истокам, традициям,

культура культура культуре народов Брянщины

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУСКОГО НАРОДА

Семья Окружающий мир Учреждения социума

рукотворный нерукотворный

мир мир

РЕЗУЛЬТАТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ : ИНТЕРЕС И ПРИВЯЗАННОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ КРАЮ

к родному дому к семье к роду

к городу к стране

9 - 15 слайд

Для формирования патриотических чувств у дошкольников в ДОУ необходимо создать условия

16-30 слайд

Пути формирования патриотических чувств к культуре и традициям русского народ

Работа с семьей.

- сотрудничество с Советом ветеранов Бежицкого района;

- общественная организация «Ветераны войны»);

- «Движение юных патриотов»);

- районная библиотека им. П. Л. Проскурина;

- музей боевой славы им Д. Н. Медведева;

- музей боевой славы им. А. И. Виноградова школа №12

Окружающий мир:

• Рукотворный мир

- творческая мастерская (подарки ветеранам);

- создание альбома «Воинская слава земли Брянской» - мастерская «Народных промыслов» (изготовление сувениров);

-выставка поделок из природного материала «Дары родной матушки природы»;

- выставка рисунков «Подвиги наших дедов», «Мы за мир»;

- сбор наглядного материала с помощью детей и родителей (значки, открытки и прочее).

• Нерукотворный мир -проведение цикла экскурсий, прогулок по местам боевой славы Бежицкого района (экскурсия к бюсту П. М. Камозина, А. А. Морозова, Д. Н. Медведева, мемориалу Воинской славы на Бежицком кладбище, музей боевой славы им. Д Н. Медведева во дворце культуры, музей боевой славы им. А. И. Виноградова школы №12);

- проведение встреч с ветеранами ВОВ;

- просмотр иллюстративного материала о подвигах детей в годы ВОВ; - прослушивание аудиозаписей для детей «Дедушкины рассказы» Любарской, песни «Катюша», «День Победы», «Брянск», грамзапись «Брянская частушка». ;

- чтение произведений из серии «Дедушкины медали».

- чтение стихов Брянских поэтов.

31- 33 слайд

Результаты патриотического воспитания : интерес и привязанность у дошкольников к родному краю

34 -36 слайд

Направления нравственно - патриотического воспитания

1. Экологическое направление

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребёнка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирования чувства Родины. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учить правильному поведению, заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Поэтому в своей работе по экологическому направлени мы знакомим детей с такими местами родного края как:

- парк «Соловьи» (Советский район г. Брянска);

- судки: Верхний и Нижний (Советский район г. Брянска);

- «Красная книга» Брянской области;

- «Чашин курган» (Бежицкий район г. Брянска);

- памятник природы - «Белый колодец» (Советский район г. Брянска);

- заповедник «Брянский лес» (Суземский район).

37 - 40слайд

2. Историко-краеведческое направление

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребёнку, что его родной город славен историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми.

Поэтому в работе с детьми по историко – краеведческому направлению знакомим детей с архитектурой зданий: цирк, театр юного зрителя, храм «Преображенья Господня» и т. д.

Великими людьми : Афанасьев Виктор Михайлович(1948, российский космонавт, полковник, Герой Советского Союза.

Куркина Лариса Николаевна (1973, российская легкоатлетка, выступающая в толкании ядра. Чемпионка мира 2003г.

Медведев Дмитрий Николаевич (1898-1954, Герой Советского Союза, полковник НКВД, командир партизанского отряда «Митя», позднее – командир партизанского отряда специального назначения «Победители».

Проскурин Пётр Лукич (1928-2001) советский писатель, Герой Социалистического Труда(1988, лауреат Госпремии России 91974) и Госпремии СССР (1979).

Трошин Максим Юрьевич (1978-1995, российский певец, поэт и композитор.

Название улиц: улица Азарова (названа в честь летчика Сергея Азарова, ул. Виноградова, ул. Медведева, ул. Бурова и т. д.)

41- 45 слайд

3. Культурное направление

Знакомим детей с фольклором родного края: чтение поговорок, пословиц, дорожовское пение, частушки. (конкурс «Севская частушка», праздник народного творчества, славянской письменности и культуры «На земле Баяна» г. Трубчевск,», праздник «Троицкие хороводы с Комаричи»).

Знакомим с творчество знаменитых земляков: Тютчев Ф. И., Толстой А. К., Николаева Т. Н.

Знакомим с народным творчеством: резьба по дереву (Злынка, «Мглинская игрушка» возрожденная талантом и любовью народного мастера России Александром Владимировичем Хомрачевым, вышивка рушников и костюмов Брянской области народным мастером Королевой Татьяной Ивановной.

Знакомство с музеями: музей братьев Ткачёвых, музей «Брянский лес», парк-музей им. А. К. Толстого-декоративно-парковый ансамбль деревянной скульптуры, мемориальный музей Д. И. Медведева, музей А. К. Толстого (Красный Рог, музей-заповедник Ф. И. Тютчева (Овстуг, Брянский краеведческий музей, Брянский музей этнографии и ремёсел.

Театры: Брянский областной театр кукол, Брянский областной театр юного зрителя, Детский музыкальный театр «Орфей», цирк, планетарий.

Традиции: Проводы зимы, Масленица, Пасха, Рождество Христово, Святки. Свенская ярмарка, Фестиваль славянского единства.

Современные праздники: 17 сентября - День города, 5июня - День Бежицы, 29 июня-День партизан и подпольщиков.

46 слайд

Итог

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

План работы методического объединения в ДОУ по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» План работы методического объединения в МАДОУ №196 по теме: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Цели: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению
Опубликовано: 24 марта 2015 в 12:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД