Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»

Юлия Куземченко
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»

Консультация для педагогов

"ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ"

Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, рас­пределения ролей, соблюдения

правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания,

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями“» размещена в разделах

задания, а скорее в роли стар­шего товарища, участника игры, предоставляющего

детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с то­варищем

или группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, но и через роль, опираясь на

образ, передаваемый в игре.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно

объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость;

воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и

отношениях.

Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать

за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно

и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять,

у кого какие есть дости­жения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.

Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно

следующими показателями дружбы между детьми в группе:

- предпочтение, симпатия,

сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но

проявляющиеся не в ущерб другим;

- интерес к деятельности сверстников, желание и уме­ние договариваться

о пользовании игрушкой, мате­риалом, о совместной игре и роли, считаться с инте­ресами

товарищей;

- проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии

хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-ни­будь

нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;

- известная объективность оценок и самооценок, спо­собность поступиться

личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом

удовлетворение;

- выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только

по указанию, совету взрослого);

- дружеские отношения не только в присутствии вос­питателя, но и без

него.

Обозначенные пока­затели могут послужить для воспитателей ориенти­ром, к которому они станут стремиться при воспита­нии у детей дружеских чувств и отноше­ний. Выявить уровень сформированности гуман­ных, дружеских чувств по­могают также специально создаваемые игровые ситу­ации, когда в обычную иг­ру включается нравствен­ ная задача: играющим, нужно заметить трудное положение, в

котором на­ходится товарищ, поду­мать, как его выручить. Желательно, чтобы

педагог использовал подсказку лишь в крайних случаях. Примером такой ситуации

мо­жет быть игра "Не намочи ног".

Для ее проведения на полу отделяет­ся чертой "болото" шириной 4-5 м. Дети сидят на стульчиках в

одной стороне комнаты. Двум из них дают по по две доски (40 х 25 см). С помощью досок им

надо перейти на другой "берег". Педагог объ­ясняет и показывает, как

выполнять за­дания. Каждый ребенок кладет одну до­ску на "землю",

осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в

направлении движения, идет дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент

соревнования снима­ется, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ног, не

ставится.

Когда дети подходят примерно к се­редине "болота", создается ситуация, будто у одного из играющих

доска сломалась и уплывает (педагог длинной палкой подтягивает ее "к

берегу"). Детям не да­ется готовое решение задачи. Они долж­ны сами

мобилизовать свой опыт и реа­лизовать усвоенные нормы и правила поведения. В

этих условиях один ребенок может продолжать двигаться вперед, а другой, если

его не выручит из беды то­варищ, должен остаться один на "боло­те".

Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой

берег, не намочив ног (т. е. только по доскам). Дети ведут себя по-разному.

Если решение принимается верное, то бывают удовлет­ворены оба товарища. Ребенок

может, перебравшись на берег, подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою

вторую доску.

Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи.

Такого рода проверку сформированности взаимоотношений луч­ше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возмож­ность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая

внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а прояв­ляют

самостоятельность и нравственную активность.

Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выруч­ка, детская ссора, и задать вопросы: что значит

"хорошо дружить", как поступают друзья, какую конкретную помощь можно

оказать товарищу?

Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников п игре, которую организует и в

которой участвует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной

воспитанности. Причи­ной правильного поведения может быть активность, догадливость

ребенка, его полноценное умственное развитие.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство сюжетно-ролевой игрой»Консультация «Руководство сюжетно-ролевой игрой» Консультация для воспитателейРуководство сюжетно-ролевой игрой Каждый воспитатель должен понимать, что сюжет в игре является тем фундаментом,.

Педагогическое руководство театрализованной игрой Педагогическое руководство театрализованной игрой. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»
Опубликовано: 7 мая 2015 в 19:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД