Мария Исамидинова
Консультация для педагогов «Понятие и виды адаптаций. Характеристика понятия «адаптация» Факторы, влияющие на неё»
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребё нка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению ребенка, постоянный кон-такт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, а также другой стиль общения, отличный от домашнего. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Публикация «Консультация для педагогов „Понятие и виды адаптаций, Характеристика понятия „адаптация“ Факторы, влияющие на неё“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной сто-роны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляю-щих ее, мешающих адекватно приспособиться.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. 3. Неверович, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Т. А. Маркова и др.). Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской и др.
На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:
• особенности протекания периода адаптации;
• факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.
Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс. К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребёнка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и другое.
Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Уровень самостоятельности ребёнка является важным субъективным фактором адаптации.
В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.
Понятие адаптации и факторы, влияющие на неё
Под адаптацией (от лат. аdaptatiо — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В других источниках адаптация :
• постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
• приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.
Существуют различные виды адаптации :
• Психологическая адаптация — приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.
• Социальная адаптация — приспособление человека к социальным условиям существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался в данный момент времени.
В другом источнике социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает про-тиворечие между нашими возможностями и требованиями среды.
Выделяют три стиля,с помощью которых человек может адаптироваться к среде :
1) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
2) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пас-сивно принимая все требования и обстоятельства среды;
3) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.
В педагогической практике важное значение имеет учёт особенностей процесса адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, при вхождении в новый коллектив. Исследования К. Л. Печоры (1998) показали, что только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 % - не готовы, 75,8 % - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.
В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ре-бёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является груд-ной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретё нные привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т. п.
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребё нка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняю-щимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значи-тельно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - эго взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10- 20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.
Кроме того, на процесс адаптации ребёнка влияют :
• достигнутый уровень психического и физического развития;
• состояние здоровья;
• степень закаленности;
• сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
• личностные особенности самого малыша;
• уровень тревожности и личностные особенности родителей.
На процесс адаптации сильное влияние оказывают индивидуальные особенности, которые необходимо знать. В возрасте 2-3 лет ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё эго необходимо принимать во внимание в процессе воспитания и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.
Педагог К. Д. Ушинский говорил так: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребёнка, воспитатель должен беседовать с родителями, посещать ребёнка на дому, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребёнка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.
Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Всё это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям.
На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, её тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и тор-можения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью.
Дети, отличающиеся лёгкой возбудимостью, бурно выражают своё отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет. Длительных игр они не развёртывают.
В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.
Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а эго поведение ребёнка. Но и поведение приводит взрослых в смятение.
В новом детском коллективе ребёнок постоянно находится как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу космонавта, отправляющегося в полет.
Адаптация определяется следующими факторами : состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети хуже справляются с труд-ностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния, и, как следствие, они часто болеют.
Врачи и психологи различают три степени адаптации : лег-кую, среднюю и тяжелую.
Критерии степени тяжести адаптации :
• эмоциональное состояние малыша;
• его отношение со сверстниками;
• отношения со взрослыми;
• сон и аппетит;
• частота и длительность острых заболеваний.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
1) легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
2) адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
3) тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребёнка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребёнка, адаптирующегося к новому ор-ганизованному коллективу, и создан эмоциональный профиль или портрет (ЭП) ребёнка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.
1. Отрицательные эмоции
2. Страх
3. Гнев
4. Положительные эмоции
5. Социальные контакты
6. Познавательная деятельность
7. Социальные навыки
8. Особенности речи
9. Двигательная активность
10. Сон
11. Аппетит
Необходимо также знать, что у ребёнка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин воз-можно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.
Этапы адаптационного периода
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три этапа (или фазы) адаптационного процесса :
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным забо-леваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в рече-вом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии.
Таким образом, адаптация у каждого ребёнка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей. Но и воспитателям, и родителям — словом всем взрослым, которые окружают ребёнка в этот период, необходимо помнить, чю причиной изменений в поведении и общем состоянии становится отнюдь не упрямство, а страх перед новым. Так же как и взрослые, дети боятся, не умея контролировать свои реакции. А значит, задачи родителей и педагогов - поддержать ребёнка на сложном пути взросления.