Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Наталья Плахтеева
Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих и увлечённых родителей.

Немного истории

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнце, люди тоже вставали и принимались за свои дела. Поднялось солнце выше, прошло полдороги по небу – люди отдыхали и обедали. А спряталось солнце за леса, за горы, за море – люди заканчивали работы и шли домой.

И вот однажды, какой-то наблюдательный человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже сделала круг, но только в другом направлении.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу движется, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу.

Так были изобретены самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время. Назывались они солнечными.

Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу.

Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет. Жрецы-мудрецы наблюдали за тем, как каждый день солнце перемещается по небу. Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов.

И в другом древнем государстве - Вавилоне много тысяч лет тому назад каждый день от восхода до заката солнца наверху старинной башни находился дежурный мудрец и наблюдал за движением солнечной тени от вершины столба. Стоило тени коснуться очередной линии, как он громко оповещал: «Знайте, свободные и рабы, миновал ещё один час после восхода Солнца!»

Вавилоняне научились сами и научили древних греков делить время на равные промежутки - часы.

В солнечных часах небольшой стержень (гномон) укрепляли на плоскости (кадран, разграфленной линиями — циферблате. Часовой стрелкой служила тень от гномона.

В старинном городе Афины бегали люди-часы и сообщали желающим, который час. Они узнавали время по единственным в городе солнечным часам и за мелкую монету сообщали время.

Людям идея с часами понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и других местах.

Солнечные часы были разных видов и конструкций:

- горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, и на любой горизонтальной поверхности);

- вертикальные (эти часы расположены на вертикальной поверхности, а их гномон торчит в строну);

- зеркальные солнечные часы, которые отражали солнечный луч зеркалом на циферблат, расположенный на стене дома.

И хоть работать (то есть показывать время) солнечные часы могут лишь в солнечную ясную погоду, тем не менее, эти часы служили людям в течение многих тысячелетий. И люди ими были очень довольны. Солнечные часы живы до сих пор!

Дома (если есть такая возможность) или во время летнего отдыха сделайте с ребёнком солнечные часы и проведите интересный эксперимент с ними.

Цель: рассказать детям о солнечных часах.

Задачи:

- познакомить детей с солнечными часами и способом их изготовления;

- развивать умственные способности детей;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;

- воспитывать интерес к познанию нового.

Как можно сделать солнечные часы из природного и бросового материала?

Я у солнышка спросила -

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало? Вот те раз?

Но потом я догадалась!

Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала,

Числа, циферки - всё тут!

Тень от палочки мгновенно

Показала мне тот час!

Только помнить нужно - север

На двенадцати у нас!

Н. Костюк

Циферблат таких часов помещают на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служит стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Для этого нарисуйте на земле круг (или выложите его из камушков)

В нашем случае мы использовали полукруг, так как в этом месте с одной стороны было море, с другой – горы. Поэтому наблюдение за солнечными часами можно было проводить с 7 часов утра (в это время солнце появлялось из-за гор) до 16 часов дня. Потом солнце заходило за горы.

В центр круга поставьте длинную палочку. Я нашла упругую яркую пластиковую палочку вишнёвого цвета

Положите камушек (в нашем случае пластиковая крышечка) на то место окружности, на которое падает тень. Поставьте там нужную цифру (например, 10 – если сейчас 10 утра) и так далее. Мы нашли на берегу моря яркие пластиковые крышечки разного цвета. Это обстоятельство привнесло ещё больше интереса к солнечным часам

Можно вместе с ребёнком написать цифры на поверхности крышечек, а если это сделать не получится, то написать цифры на кружочках бумаги и приклеить на поверхность крышечек такого самодельного циферблата.

Понаблюдайте за работой таких часов в начале прогулки, середине. И перед уходом снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т. е. тень от палочки.

Главное, что нужно увидеть, что «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку-тень» от палочки.

Понаблюдайте за солнечными часами и сделайте ещё один вывод – тень от палочки будет разная по длине в разное время суток (утром, днём, вечером).

Детям очень нравится наблюдать за такими солнечными часами, это вызывает у них просто восторг.

Вопросы детям на закрепление темы

Как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?

Где устанавливали солнечные часы?

Из чего состоят солнечные часы?

Какие недостатки есть у солнечных часов?

Трудно ли их самим сделать?

А можно сделать для наблюдений за природными явлениями и небольшую метеостанцию, изготовив в ней розу ветров, флюгер и солнечные часы!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «История басни как жанра» «Мораль сей басни такова.» «Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно. Причина очевидна:.

Консультация для педагогов и родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Консультация для родителей и педагогов «Виды театров» Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не.

Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 марта» Консультация для родителей: история возникновения праздника 8 марта К концу 1880-х годов, когда в мире возникла идея женской консолидации,.

Консультация для родителей «Причины возникновения стресса у ребенка и как его избежать» Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка.

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка»Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.

Консультация для родителей «Виды пластилиновой аппликации» Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама.

Консультация для родителей «Воздушные и солнечные ванны для детей» Консультация для родителей «Воздушные и солнечные ванны для детей» Летняя песенка Опять смеется лето В открытое окно, И солнышка, и света.

Конспект открытого занятия «Нить Ариадны. История возникновения лабиринтов» для подростков 14–17 лет Возрастная категория – воспитанники 14-17 лет (старшая возрастная группа). Цель: - расширить кругозор и представления об окружающем мире.

Оформление участка «Метеостанция и солнечные часы»Оформление участка «Метеостанция и солнечные часы» Солнечные деньки детворы на участке детского сада Лето, ах лето… Это любимое время года всех людей и особенно детей. Детский сад для каждого.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Научная лаборатория
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 16:19
+412Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 182.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...