Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Потешные картинки» не только для потехи»
Городецкий мастер С. Соколов «Сказка» Русский Лубок. ХХ в.
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Потешные картинки» не только для потехи.
(Представленные фото из личного архива).
«Была у зайца избушка лубяная». Луб – доска - спил бревна вдоль. Луб всегда шел на строительство, на изготовление предметов быта.
Публикация «Консультация для педагогов „Потешные картинки“ не только для потехи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
В VII веке в Китае, изготовив бумагу, придумали гравюру – отпечаток рисунка с доски на бумагу. Китайцы хранили секрет до XV века, после чего их секрет узнает Европа и тоже активно занимается искусством гравюры.
Алконост – птица райская. Русский лубок ХIХв
В Москве с давних времен была Немецкая слобода - выделенное место в городе, где жили, приглашенные нашими царями европейские «западные специалисты разных отраслей». По - русски иностранцы не говорили, то есть «немые», за что все и были прозваны «немцами». «Заморские диковинки» всегда появлялись в столице в Немецкой слободе. Возможно, и гравюру здесь увидел Василий Корень (1640 г. р.), которого считают первым русским гравером. А, поскольку, гравировали на доске (лубе, то в России искусство гравюры ХVI – XIX вв называют «Лубок».
Рисунок «Сова» вырезан на доске и прокрашен.
Работа была не простая, но интересная. Распилили липовую доску. Задумали и нарисовали на бумаге картинку - сюжет. Перевели картинку на доску. Вырезали на доске рисунок по линиям картинки. Готовили краску – «вар», замешав смолу с олифой. Покрывали доску этой краской, потом накладывали лист бумаги, прижимали так крепко, будто приклеили и еще раз «прошлись по листу чистым валиком», чтобы все пропечаталось.
Оттиск «Сова».
Снимали пропечатанный лист, получали оттиск в зеркальном отображении, т. е. если на картинке «сова смотрела направо», то на оттиске она смотрим налево. А сложность в том, что на каждой картинке всегда был текст, и, чтобы буквы были «написаны правильно», мастер вырезал буквы на доске также в зеркальном отображении. «Лубок без надписи, что хлеб без соли».
«Военный корабль между галерами» Голландский лубок XVI в
На липовой доске церковные художники рисовали иконы, стоили иконы дорого. Желание иметь дома икону было у каждого, но бедный люд не мог себе это позволить. И тогда Василий Корень впервые в России создает в лубочных картинках - «Библию для бедных»: рисует, как умеет, без канонов письма, раскрашивает, делает подписи на сюжеты из Книг Бытия и Апокалипсиса. Создает более 1000 оттисков - «библейских листов», но почти все они были уничтожены по церковной цензуре. Картинки продавались дешево и с желанием их покупали крестьяне, украшая избу и молились, как иконе. Уцелевшие 36 листов сейчас находятся в Национальной Русской библиотеке Санкт - Петербурга. В 90-х годах ХХ века художником-графиком В. П. Пензиным 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня были реконструированы в современной версии и приняты Папой Римским Иоанном Павлом II в пинакотеку Ватикана. В 2016 г сделан новый заказ «Библии для бедных» для Музея Храма Христа Спасителя в Москве.
«На охоте» Английский лубок XVII в
Чем хороша гравюра. Картина художника единственная в своем исполнении и стоит дорого. А лубок позволяет с одной доски - основы распечатать до 1000 и более оттисков одной картины. Постепенно Гравюрой занимаются артельно - несколько человек, иногда семья, распределив обязанности: кто-то рисует, режет, кто-то делает оттиски. А женщины и дети, кисточек не было, раскрашивали картинку «заячьей лапкой». Краски делали из того, что под рукой: перетирали растения, сок из ягод, овощей, луковой шелухи, глины, всего 4-е цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый. Весь процесс позволял выпускать в большом количестве пусть не качественных, но легко и быстро тиражируемых изображений.
«Рыбная ловля». Английский лубок XVII в
Запрет на религиозную тему заставил искать новые темы.
Появившиеся английские, немецкие, голландские лубки часто привозились русскому царю в подарок. Заморские картинки копировали, перерисовывая на «русский лад».
«Свидание». Немецкий лубок XVI в
«Черный глаз, поцелуй хоть раз». Русский лубок XVII в
Русскую гравюру называли «потешными картинками», «лубочный лист», «простовик», «фряжские (иностранные) листы», но навсегда закрепилось - название «лубок». Народные художники - самоучки рисовали, не придерживаясь пропорций, линии горизонта, да и в краске ценили «яркое пятно», - «красили, как рука поведет, туда и краска ляжет». Использовали черную линию - обводку, штриховку – она и объем показывала, и шерсть – волос. А «черточки на дороге» говорили о том, что всё находится в движении. Сюжет на листе окантовывали нарисованной простой или узорной рамкой. Главное в картинке, чтобы все пространство было заполнено, чтобы можно не просто посмотреть, а долго разглядывать, подмечать, а потом и купить за денежку и любоваться дома.
В самых удаленных уголках России ходили бродячие торговцы – офени, продавая всякий товар вместе с лубочными картинками и календарями. Лубки становятся популярными, ими украшали крестьянскую избу, боярские и царские палаты. Для своего времени, в отсутствии СМИ, «картинка» была информацией о прошлом, о сегодняшнем дне, об историческом событии, о нравах и нравственности, о семейных ценностях, о праздниках, обрядовые, о невиданных явлениях и животных, о сказках, о диковинных историях и непристойностях. Она не только веселила, но и воспитывала, образовывала, побуждала к необходимости учиться грамоте.
Песня «Лучинушка березовая». Русский лубок XIX в.
«Охотник медведя колит, собаки кусают». Русский лубок XVIII в
«Савоська и Парамошка за картами». Русский лубок XVIIIв
С. Соколов «Поиграй гармошка, времени немножко» Русский лубок XX в.
Лубок объединяет картинку и рассказ, который может быть в одно предложение, как пословица или текстом целой песни, повествования. Текст был всякий: иногда критический, а иногда и непристойный. Любили прославлять царя Петра, да и от критики его действий не отказывались, на что он не сердился, а только повелел открыть мастерские, да Гравировальную Палату в Москве, где уже рисовали на медных листах. Покупатели от крестьян до дворян ценили картинку за яркость и юмор, а не за качество исполнения.
Лубочная картинка украшает верхнюю часть прялки – «лопатку», а как прясть заканчивали, «лопатку» на стену вешали, как картину, для красоты.
Лубочная картинка в избе - радость
Покупали лубки для украшения своего жилья, да и на радость своим детям.
«Раёк» Русский лубок XVIIIв
«Раёк» Реконструкция XXI в.
Ждал народ и стар и млад, когда на ярмарках появится домик на колесах - передвижной Раёк – внутри на барабанах крутилась лента из склеенных лубочных картинок. Желающие за копеечку смотрели во внутрь, а хозяин райка, крутил ручку, да рассказывал уморительный текст, который специально не всегда соответствовал нарисованному, что еще больше веселило смотрящих и разжигало интерес, стоящей рядом публики.
И. Билибин: иллюстрации «Русские сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки бр. Гримм», «1000 и 1 ночь», декорации спектаклей – проникновение 2-х направлений: «модерн на основе лубка».
В России лубки просуществовали до начала ХХ века, при этом оказав влияние на первые иллюстрации детских книг, на жанр Частушки, на творчество художников Кандинского, Машкова, Шагала, Билибина, на все народные ремесла и промыслы (Федоскино, Палех, Гжель и др). После 1917 года лубок имеет новые темы и новые способы выражения: появляется жанр карикатуры и шаржа, «Окна РОСТА» с текстами В. Маяковского, в балетах и операх в творчестве композитора Стравинского, в плакате, творчестве Кукрыниксов, комиксах, афише, рекламе.
На Гербе и флаге одного из районов Ивановской области изображен офеня, как дань истории места.
Сегодня наши современники – профессиональные художники и художники – самоучки - любители, показывают свои работы - лубки на выставках многих городов страны и за рубежом. В Москве есть Государственный Музей лубка и наивного искусства.
Современный лубок разнообразен, не пропускает актуальные темы: «Беда - карты и пьянство», «Нет наркомании», и др.
Будут совершенствоваться техники исполнения: сейчас нарисовать лубок можно и на компьютере, но это не заменит ни руку, ни душу мастера. Русское национальное искусство - Лубок никогда не исчезнет. Это мудрость народная, часть русского искусства, фундамент, на котором стоит и развивается наша Культура - духовность русского народа.
«Выставка детского рисунка», как разновидность русского народного творчества подрастающего поколения, будущих профессиональных или самодеятельных художников или просто знатоков истории своего народа просто тех, кто идет за нами!