Фариде Атамова
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к экологической культуре бережного отношения к живой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нём.
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение дошкольников к экологической культуре бережного отношения к живой природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно -экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому так важна роль воспитателя в формировании у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитании сопереживания с ней.
Главная цель экологического образования –развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
• Формирование знаний о природе;
• Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен.
Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его, познать свой организм и научиться беречь своё здоровье – вот основные направления, которые я определила в экологическом воспитании детей. Действенная любовь, настоящая забота о природе и своём здоровье возникает лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой, познают свой организм, когда это общение направлено взрослыми.
В своей работе я использую следующие формы и методы.
-наблюдение в природе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- работа в огороде, на клумбе;
- экскурсии по экологической тропе;
- занятия;
- дидактические игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- участие в конкурсах;
- работа с родителями;
Проводимая мной работа по воспитанию интереса детей к живой природе связана со всеми видами детской деятельности.
Главное в работе по экологическому воспитанию следовать следующим педагогическим принципам : системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.
Каждое последующее занятие строятся на основе ранее полученных знаний. Например, в младшей группе дети познают себя, в средней группе начинают осваивать правила поведения в природе, дома, во дворе, а к старшему возрасту они начинают делать осознанные выводы о своих действиях в различных ситуациях, оценивают свои поступки и поступки товарищей, осознают что человек должен жить в союзе с природой, что он зависит от состояния окружающей среды.
Знакомство ребят с природными явлениями, происходящими в разное время года. На основе приобрет нных знаний у них формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Дети обладают знаниями о природе, но эти знания формируются стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.
Воспитание интереса дошкольников к живой природе должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, в это время я вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток : «Какое сейчас время года?», «Какая за окном погода?» и т. д. Календарь погоды и времени года с осадками.
Особенно важными для общения детей с природой, это промежутки между занятиями и обедом, и вечернее время после полдника потому что они чаще отводятся под прогулку на участке - это основное время для общения детей с живой и неживой природы.
Правильное педагогическое общение с детьми в эти моменты имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
Экологические знания и навыки дети также получают во время прогулок, экскурсий, чтения различной литературы о природе, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, игр, игровых упражнений и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях дети поют песни о разных временах года. В рисунках отражаем неповторимую красоту природы, Любимые игры детей: «Когда это бывает», «Летает, не летает», «Узнай по описанию», «Что в природе бывает круглым.», «Что в природе бывает зеленым.», «Назови одним словом».
Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому мы на прогулке с детьми любим собирать шишки, желуди, веточки, семена клена.
Экологическое воспитание — это ещё и здоровый образ жизни детей.
На занятиях провожу физкультминутки для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособны.
Малышей в процессе ООД знакомлю с игрушками, учу действовать с ними, слушать потешки («коза – рогатая», «совушка- сова») сказки («Курочка – ряба», «Теремок». «Репка», прочитав сказку «Репка» дети знакомятся с домашними животными, в сказке «Курочка ряба» с домашними птицами. Провожу с ними подвижные игры «Курочка и цыплята», «Лохматый пес», и т. д
В средней группе ребенок уже в жизни учится наблюдать за живой и неживой природой. Поэтому знакомлю детей с животными разных климатический зон, особенностями их внешнего вида, («Угадай по описанию», «Чей детеныш»,) и их умением приспосабливаться к условиям жизни («Кто где живет», «Зоологическое лото», «Угадай животных».)
В средней группе увеличивается количество вопросов, возрастает потребность получить ответ экспериментальным путем, появляются первые попытки работать самостоятельно. Поэтому проводятся с детьми эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. («Почему тает снег», ««Направление ветра»)
Труд в природе способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Например, дети младшего возраста наблюдают за работой дворника, а старшие с удовольствием помогают дворнику убирать участок - осенью от листьев, а зимой от снега. В процессе наблюдения за трудом взрослых, воспитываю у детей уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство.
Мы с детьми тоже стараемся внести свой вклад в это большое дело: ухаживаем за растениями, вешаем зимой кормушки и кормим птиц, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мусора. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействует на нее умеючи. Труд в природе, конечно, способствует физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения. Дети начинают понимать связь природы и здоровья людей; благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы, дети понимают, что загрязнение воздуха, воды, почвы отрицательно влияет на всех нас, даже может привести к гибели всего живого.
Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Дидактические игры используются не только в свободной деятельности детей, но и на занятиях, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветке», «С какого дерева лист», «Угадай, что съел», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.
Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чьи следы?» и т. д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. Дети любят играть и в словесные игры»Живая и неживая природа», «Кому что нужно», «Отгадай-ка»
Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
У нас в группе есть подборка стихов по временам года, загадки. прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми я провожу беседу, задаю вопросы. Я радуюсь когда вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А они не замерзнут?", "А почему ему не помогли?", "А как заяц становится белым?" и т. д. Для меня очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать у них ответные чувства.
Работа с родителями
Мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим воспитание, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Только опираясь на семью, мы сможем решить главную задачу - воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями я использовала традиционные формы (консультации, беседы)
Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Таким образом, я выбрала несколько тем наиболее интересных для родителей. “Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка” и "Комнатные растения в доме их вред и польза", «Планета – наш общий дом»
Вывод: проблема экологического воспитания и образования будет существовать, пока существует наше общество. И правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.
Конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде. Нам нужно постоянно искать новые эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополнять свои знания о природе.
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.