Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Проблемы профессионального самоопределения у выпускников детского дома»

Елена Зурначева
Консультация для педагогов «Проблемы профессионального самоопределения у выпускников детского дома»

В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога. Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.

Публикация «Консультация для педагогов „Проблемы профессионального самоопределения у выпускников детского дома“» размещена в разделах

Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.

Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.

В ходе профессионального самоопределения кризисы могут возникнуть у любого подростка, но особенно им подвержены дети-сироты. Следует особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой группой учащихся, вследствие значительного количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот.

Правильный выбор профессии – не личная проблема, ведь нереализованная социально-профессиональная ориентация ставит перед человеком целый спектр трудностей, сопряженных с потребностью коррекции планов относительно жизненного самоутверждения, позиций в социальной структуре, возможностей развития. А это влечет за собой негативные результаты, как для личности, так и для общества. Формирование личности человека, планирование им профессионального и жизненного пути во многом определяется тем, как он всматривается в собственный внутренний мир.

Анализ научной литературы и практики учебных заведений интернатного типа свидетельствует о том, что в наше время проблема профессионального самоопределения детей-сирот в едином контексте с социальной защитой (основу которых составляют общие цели, задачи и содержание работы) весьма актуальна.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он находится в зависимости от тех норм, установленных в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и гарантируют развитие его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, принимает складывающиеся взаимоотношения между детьми и взрослыми в этом учреждении как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует понимание данным ребенком других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.

Подросток не видит прошлого семьи, а следовательно ему трудно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно влияет на формирование ребенка в целом. У детей-сирот весьма сужен круг выбираемых профессий и крайне ограничена мотивация выбора. Это сопряжено с неимением своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах.

В силу указанных причин, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации. Актуальность профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких учреждений — формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно профессиональное самоопределение позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов и различных «соблазнов».

Большинство выпускников 9-х и 11-х классов ориентированы на обучение в профессиональных колледжах, что часто обусловлено относительной легкостью поступления в данные учебные заведения и более быстрым освоением профессии. Однако не у всех профессиональный выбор соответствует профессиональным интересам. Следствием такого несовпадения могут быть отсутствие интереса к работе, дезадаптация в профессиональной среде, трудности построения карьеры и другие. В связи с этим одним из конечных итогов образования воспитанника должна стать сформированная у него готовность к самостоятельной жизни. Среди важнейших показателей готовности к самостоятельной жизни для воспитанников, помимо готовности и умения устанавливать продуктивные социальные контакты, принятия моральных норм и требований общества, реальности жизненных планов, адекватного профессионального выбора, является актуализированная готовность к трудовой деятельности и, в частности, к самостоятельному трудоустройству.

В современных условиях, помимо профессиональных знаний и навыков, большую роль играют и личностные качества выпускника, его навыки самопрезентации, активность его позиции на рынке труда. Большинство требований и претензий работодателей относится как раз к личностному потенциалу молодого работника. Среди желательных качеств работодатели выделяют ответственность, инициативность, активность, целеустремленность, работоспособность, желание развиваться, обучаемость, а среди негативных – лень, повышенную агрессивность и конфликтность, пассивность, вредные привычки, чрезмерную амбициозность, безынициативность. И, к сожалению, многие из последних качеств составляют специфику выпускников детских домов и школ-интернатов как субъектов рынка труда. Эти характеристики осложняются специфическими для данного контингента особенностями, а именно: несформированностью потребности и способности трудиться, отсутствием опыта, страхом социальных контактов с людьми там, где общение свободно, где требуется строить отношения, недостаточным развитием индивидуальности, что характеризуется низким уровнем самосознания, низкой самооценкой и сниженной собственной активностью. Часто воспитанники сами провоцируют подобное отношение поверхностным подходом к своей трудовой деятельности. Устроенные на работу воспитанники зачастую там не удерживаются. Случаются срывы в самом процессе трудоустройства: с работодателем достигнута договоренность о встрече, а выпускник не является и, таким образом, трудоустройства не происходит. Бывает, что трудоустройство состоялось, воспитанник работает какое-то непродолжительное время, но уходит. Некоторых приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд. Для многих воспитанников и выпускников сиротских учреждений затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.

В заключение важно отметить, что выявленные особенности указывают на необходимость проведения с воспитанниками и выпускниками детских домов и школ-интернатов в течение всего периода их обучения в образовательных учреждениях для детей-сирот и далее в учреждениях профессионального образования профориентационных консультаций, бесед, тренингов.

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Анализ посещения уроков в школе бывших выпускников детского сада. Преемственность детского сада и школы Анализ посещения уроков бывших выпускников детского сада. Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада»Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада» Лето — замечательное время года, прекрасный оздоровительный для наших детей. Мы педагоги должны создать условия для укрепления здоровья.

Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры»Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры» Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры» Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Празднование.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника»Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника» Эта публикация может пригодиться воспитателям и музыкальным руководителям в подготовке и проведении Рождественского праздника для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проблемы профессионального самоопределения у выпускников детского дома»
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 11:02
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД