Получи документы

Консультация для педагогов «Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ»

Елена Смакотина
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ»

Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию консультацию для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ", которую я провела в октябре 2019 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

на тему: «Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ»

Разработала

учитель-логопед 1 кв. категории:

Смакотина Е. С.

Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ“» размещена в разделах

Новосибирск 2019

В норме ребенок к 4 годам должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин для этого может быть очень много.

У ребенка может быть укорочена уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию. Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения.

Одной из распространенных причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной нарушения различных сторон речи, в том числе и фонетической, у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Кроме того, неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте, впоследствии также может отразиться на речи детей.

Следует помнить, что дети с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, как правило, имеют те или иные нарушения речи.

Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактической работой должна начинаться как можно раньше. Основными задачами для всех возрастных групп являются: развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти.

Для развития артикуляционной аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Упражнения подробно описаны в литературе, многие из них широко известны (при необходимости логопед демонстрирует основные упражнения). Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи, загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц, занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.

Выполнение разнообразных дыхательных упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произнесения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. К самым простым заданиям можно отнести дутье на снежинки, листочки, а к более сложным - упражнения А. Н. Стрельниковой. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течение 3-5 минут.

У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом - песенка комара, с - песенка водички, ж - жужжание жука, пчелы, р

- работа мотора автомобиля, ш шипение сердитого гуся и т. п.). Во второй младшей группе в играх уточняются звуки а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в; в средней группе - н, г, д, к, г, х, ы, с, с', з, з', ц; в старшей группе - щ, ж, ч, щ, л, л', р, р';

в подготовительной группе учат выделять любой нужный звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец, затем приступают к дифференциации звуков близких по звучанию и артикуляции. Большой эффект дает использование шуток- чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; —«Ра, pa, ра высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.). Важно, чтобы в чистоговорки включались только правильно произносимые звуки.

Не следует забывать (особенно в младших группах) об играх по развитию слухового внимания на материале неречевых звуков и звукоподражаний (игры типа «Солнышко и дождик», «На чем играю, «Кто позвал?»).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Список используемой литературы

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. СПб., 2000

2. 2 Костыгина В. Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Дмитров. Издательский дом

3. «Карапуз», 2003.

4. 3 Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007

5. 4 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

6. Паромонова Л. Г. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей СПб, 2005.

7. Статья в журнале: Галкина С. Ф. 2010 Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта// - Логопед № 5 стр. 18-20.

8. Статья в журнале Порошина Е. Б., Лизунова Л. Р., 2010 Раннее выявление и профилактика речевых нарушений в ДОУ общеразвивающего вида. \\ Логопед № 4 – стр. 10-12.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений»Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений» С наступлением лета, возрастает большая вероятность отравлений среди детей. Это могут быть острые кишечные инфекции, так и пищевые отравления.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений звукопроизношения в ДОУ»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 15:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД