Елена Кандакова
Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»
Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»
К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс становления звукопроизношения. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Увеличение доли активной лексики в словарном запасе ребёнка, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) – часто одна из причин увеличения количества грамматических ошибок. Предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами помогает работа по развитию речи в свободное от занятий время.
Публикация «Консультация для педагогов „Развиваем речь народными играми в совместной деятельности“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одной из форм работы по успешному развитию речи в свободное время являются народные игры. В работе можно использовать игры, которые предлагаю вашему вниманию:
«Бабушка Маланья»
Задача:
Развивать умение соотносить слово с выразительным движением рук.
Ход игры:
Играющие дети, образовав хоровод и поставив в его середину ведущего, запевают.
(Пение дети сопровождают выразительными движениями в соответствии с текстом).
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
На неё глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки, согнутыми руками подпирают подбородок. Ведущий показывает какое-нибудь движение, все его повторяют. Затем по считалке выбирают другого ведущего и игра повторяется.
«Огородник»
Задачи:
закрепить знания об огородных растениях;
развивать речевой слух.
Оборудование:
Палка.
Ход игры:
Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем (репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д). Все образуют круг. Ведущий исполняет роль огородника. Он становится в центр круга и стучит палкой по полу (по земле). Завязывается диалог.
Дети:
Кто там?
Ведущий:
Огородник.
Дети:
За чем пришёл?
Ведущий:
За репой!
Услышав ответ, дети завязывают огороднику глаза и, приплясывая и запевая, начинают водить хоровод.
Сверху репа зелена,
Посерёдке толста,
К концу остра,
Прячем хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
Тот, на кого жестом покажет ведущий, подаёт голос, стараясь изменить его: «Я репа, ау!» Задача «огородника» - отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если угадает, «репа» убегает чтобы он не поймал её и не оттрепал за вихор.
«Полетушки»
Задача:
Учить соотносить действие с глаголом.
Ход игры:
Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него руку. Водящий, назвав какую-нибудь птицу или летающее насекомое (синица, воробей, ворона, кукушка, муха и т. д., должен поднять руку, изображая полёт, и быстро опустить на стол. Дети повторяют его действия. Если кто-то прозевает или «полетит» тогда, когда водящий обманывает (называет нелетающее животное или какой-либо предмет, то делает залог – фант, разыгрываемый в конце игры. Разумеется, задание должно носить шуточный характер: прокукарекать, прокуковать и т. п.
Например:
Водящий (поднимает руку).
Сова летит, сама летит!
(Дети поднимают и опускают руку).
Петушок летит, сам летит!
(Дети поднимают и опускают руку).
Козлик летит!
(Кто из детей полетит козликом, тот отдаёт залог – фант).
«Горелки»
Задачи:
расширять словарный запас;
развивать ловкость, умение следовать правилам игры;
воспитывать честность.
Ход игры:
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов находится водящий-горелка.
Играющие (нараспев)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
«Гу-гу, убегу».
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Затем дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем одного из них настигает горелка, они становятся первой парой, а горелка вновь «горит», и игра повторяется.
Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих, он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, становится водящим.
Горелка не должен оглядываться. Он устремляется за убегающими сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Почта»
Задачи:
развивать диалогическую речь, фантазию, умение придумывать разнообразные задания для выкупа фантов;
воспитывать дружелюбие.
Ход игры:
Игра начинается с переклички.
Водящий:
Динь, динь, динь!
Дети:
Кто там?
Водящий:
Почта!
Дети:
Откуда?
Водящий:
Из города…
Дети:
А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие действуют в соответствии с его словами. Тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов, для выкупа которых он придумывает интересные задания: рассказать смешную историю, вспомнить загадку, показать движения животного и т. п. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
Задания могут придумывать и сами участники игры.
«Коршун»
Задачи:
закреплять умение применять в игре считалки;
тренироваться в беге цепочкой, держась за пояс друг друга;
развивать мелодичность (напевность) речи.
Ход игры:
Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него.
Наседка: (нараспев)
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу,
По копеечке,
По копеечке.
«Коршун» продолжает рыть землю, ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает.
«Наседка» с «цыплятами» останавливается:
Коршун, коршун, что ты делаешь?
Коршун:
Ямку рою.
Наседка:
На что тебе ямка?
Коршун:
Копеечку ищу.
Наседка:
На что тебе копеечка?
Коршун:
Иголочку ищу?
Наседка:
Зачем тебе иголочка?
Коршун:
Мешочек сшить.
Наседка:
Зачем мешочек?
Коршун:
Камешки класть.
Наседка:
Зачем тебе камешки?
Коршун:
В твоих деток кидать.
Наседка:
За что?
Коршун:
Ко мне в огород лазят!
Наседка:
Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.
«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, отгоняя его.
Ши-ши, злодей!
Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает свою охоту. Игра прекращается, когда поймано несколько «цыплят».
«Цыплятам» следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место. «Наседка», защищая «цыплят» от «коршуна», не имеет права отталкивать его руками.
«Пчелки и ласточка»
Задача:
закреплять умение проговаривать звук [з] в словах.
Ход игры:
«Пчелы» (летая по поляне, напевают)
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своем гнезде и слушает их песенку).
Ласточка встанет – пчелку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчел».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется.
«Пчелам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
«Волк»
Задача:
развивать умение во время игры соблюдать правила и занимать всю отведенную площадку.
Ход игры:
Все играющие перевоплощаются в «овец», кто-то один в «волка».
Овцы:
Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!
Волк:
Гуляйте, гуляйте!
Но только траву не щипать, а то мне не на чем будет спать.
Овцы: (забывают обещание и щиплют траву, напевая)
Щиплем, щиплем травку,
Зелёную муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик,
Серому волку
Грязи на лопату!
Разозленный «волк» выскакивает на поляну за добычей. Пойманный игрок становится «волком», и игра возобновляется.
Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей площадке.
«Птицелов»
Задачи:
закреплять знания о птицах;
тренироваться действовать строго по сигналу.
Ход игры:
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами.
Птицы (летая вокруг птицелова, произносят нараспев)
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
По хлопку «птицелова» в ладоши, играющие останавливаются на месте, и он начинает искать «птиц». Найденный должен сымитировать крик выбранной птицы так, чтобы «птицелов» угадал ее название и имя игрока. Затем пойманный становится «птицеловом».
Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути, и обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
«Стадо»
Задача:
развивать двигательные навыки: прыжки, бег, ходьбу.
Ход игры:
Играющие выбирают «пастуха» и «волка», все остальные становятся «овцами». Жилище «волка» в лесу, а у «овец» два дома на противоположных концах площадки.
Овцы: (громко зовут пастуха)
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все бегут в дом на противоположную площадку. «Пастух» встает на пути хищника, защищая «овец». Все, до кого дотронулся «волк», выходят из игры.
Во время перебежки «овцам» не позволено возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Пастух» может только заслонять «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.
Буду рада, если мой опыт в использовании народных игр в развитии речи вам будет полезен.
Материал:
М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. М. ,1986.
А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок? М. ,1988.