Получи документы

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» (2 фото)

Елена Кандакова
Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»

К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс становления звукопроизношения. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Увеличение доли активной лексики в словарном запасе ребёнка, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) – часто одна из причин увеличения количества грамматических ошибок. Предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами помогает работа по развитию речи в свободное от занятий время.

Публикация «Консультация для педагогов „Развиваем речь народными играми в совместной деятельности“» размещена в разделах

Одной из форм работы по успешному развитию речи в свободное время являются народные игры. В работе можно использовать игры, которые предлагаю вашему вниманию:

«Бабушка Маланья»

Задача:

Развивать умение соотносить слово с выразительным движением рук.

Ход игры:

Играющие дети, образовав хоровод и поставив в его середину ведущего, запевают.

(Пение дети сопровождают выразительными движениями в соответствии с текстом).

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

На неё глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки, согнутыми руками подпирают подбородок. Ведущий показывает какое-нибудь движение, все его повторяют. Затем по считалке выбирают другого ведущего и игра повторяется.

«Огородник»

Задачи:

закрепить знания об огородных растениях;

развивать речевой слух.

Оборудование:

Палка.

Ход игры:

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем (репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д). Все образуют круг. Ведущий исполняет роль огородника. Он становится в центр круга и стучит палкой по полу (по земле). Завязывается диалог.

Дети:

Кто там?

Ведущий:

Огородник.

Дети:

За чем пришёл?

Ведущий:

За репой!

Услышав ответ, дети завязывают огороднику глаза и, приплясывая и запевая, начинают водить хоровод.

Сверху репа зелена,

Посерёдке толста,

К концу остра,

Прячем хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Тот, на кого жестом покажет ведущий, подаёт голос, стараясь изменить его: «Я репа, ау!» Задача «огородника» - отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если угадает, «репа» убегает чтобы он не поймал её и не оттрепал за вихор.

«Полетушки»

Задача:

Учить соотносить действие с глаголом.

Ход игры:

Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него руку. Водящий, назвав какую-нибудь птицу или летающее насекомое (синица, воробей, ворона, кукушка, муха и т. д., должен поднять руку, изображая полёт, и быстро опустить на стол. Дети повторяют его действия. Если кто-то прозевает или «полетит» тогда, когда водящий обманывает (называет нелетающее животное или какой-либо предмет, то делает залог – фант, разыгрываемый в конце игры. Разумеется, задание должно носить шуточный характер: прокукарекать, прокуковать и т. п.

Например:

Водящий (поднимает руку).

Сова летит, сама летит!

(Дети поднимают и опускают руку).

Петушок летит, сам летит!

(Дети поднимают и опускают руку).

Козлик летит!

(Кто из детей полетит козликом, тот отдаёт залог – фант).

«Горелки»

Задачи:

расширять словарный запас;

развивать ловкость, умение следовать правилам игры;

воспитывать честность.

Ход игры:

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов находится водящий-горелка.

Играющие (нараспев)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

«Гу-гу, убегу».

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Затем дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем одного из них настигает горелка, они становятся первой парой, а горелка вновь «горит», и игра повторяется.

Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих, он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, становится водящим.

Горелка не должен оглядываться. Он устремляется за убегающими сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Почта»

Задачи:

развивать диалогическую речь, фантазию, умение придумывать разнообразные задания для выкупа фантов;

воспитывать дружелюбие.

Ход игры:

Игра начинается с переклички.

Водящий:

Динь, динь, динь!

Дети:

Кто там?

Водящий:

Почта!

Дети:

Откуда?

Водящий:

Из города…

Дети:

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие действуют в соответствии с его словами. Тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов, для выкупа которых он придумывает интересные задания: рассказать смешную историю, вспомнить загадку, показать движения животного и т. п. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Задания могут придумывать и сами участники игры.

«Коршун»

Задачи:

закреплять умение применять в игре считалки;

тренироваться в беге цепочкой, держась за пояс друг друга;

развивать мелодичность (напевность) речи.

Фото «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»

Ход игры:

Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него.

Наседка: (нараспев)

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По копеечке.

«Коршун» продолжает рыть землю, ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает.

«Наседка» с «цыплятами» останавливается:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Коршун:

Ямку рою.

Наседка:

На что тебе ямка?

Коршун:

Копеечку ищу.

Наседка:

На что тебе копеечка?

Коршун:

Иголочку ищу?

Наседка:

Зачем тебе иголочка?

Коршун:

Мешочек сшить.

Наседка:

Зачем мешочек?

Коршун:

Камешки класть.

Наседка:

Зачем тебе камешки?

Коршун:

В твоих деток кидать.

Наседка:

За что?

Коршун:

Ко мне в огород лазят!

Наседка:

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, отгоняя его.

Ши-ши, злодей!

Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает свою охоту. Игра прекращается, когда поймано несколько «цыплят».

«Цыплятам» следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место. «Наседка», защищая «цыплят» от «коршуна», не имеет права отталкивать его руками.

«Пчелки и ласточка»

Задача:

закреплять умение проговаривать звук [з] в словах.

Ход игры:

«Пчелы» (летая по поляне, напевают)

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своем гнезде и слушает их песенку).

Ласточка встанет – пчелку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчел».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется.

«Пчелам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

«Волк»

Задача:

развивать умение во время игры соблюдать правила и занимать всю отведенную площадку.

Ход игры:

Все играющие перевоплощаются в «овец», кто-то один в «волка».

Овцы:

Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!

Волк:

Гуляйте, гуляйте!

Но только траву не щипать, а то мне не на чем будет спать.

Овцы: (забывают обещание и щиплют траву, напевая)

Щиплем, щиплем травку,

Зелёную муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку

Грязи на лопату!

Разозленный «волк» выскакивает на поляну за добычей. Пойманный игрок становится «волком», и игра возобновляется.

Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей площадке.

«Птицелов»

Задачи:

закреплять знания о птицах;

тренироваться действовать строго по сигналу.

Ход игры:

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами.

Птицы (летая вокруг птицелова, произносят нараспев)

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!

По хлопку «птицелова» в ладоши, играющие останавливаются на месте, и он начинает искать «птиц». Найденный должен сымитировать крик выбранной птицы так, чтобы «птицелов» угадал ее название и имя игрока. Затем пойманный становится «птицеловом».

Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути, и обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Стадо»

Задача:

развивать двигательные навыки: прыжки, бег, ходьбу.

Ход игры:

Играющие выбирают «пастуха» и «волка», все остальные становятся «овцами». Жилище «волка» в лесу, а у «овец» два дома на противоположных концах площадки.

Овцы: (громко зовут пастуха)

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все бегут в дом на противоположную площадку. «Пастух» встает на пути хищника, защищая «овец». Все, до кого дотронулся «волк», выходят из игры.

Во время перебежки «овцам» не позволено возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Пастух» может только заслонять «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.

Буду рада, если мой опыт в использовании народных игр в развитии речи вам будет полезен.

Материал:

М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. М. ,1986.

А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок? М. ,1988.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!»Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» "С потерей гибкости приходит старость". Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Консультация для родителей «Сказки читаем-речь развиваем!» Воспитатель Казьмина Алена Александровна МАДОУ детский сад № 1 "Ласточка г. Бор, Нижегородская область Уважаемые родители! Народная сказка.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем» Консультация для родителей «Вместе играем — речь развиваем» Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и.

Консультация «Мы здорово играем и речь развиваем!» Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего- то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите «А.

Консультация «Мы здорово играем и речь развиваем!» Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего- то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите «А.

Мастер-класс для педагогов «Шариками играем — речь развиваем» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в.

Развиваем речь средствами театральной деятельности Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Уильям Шекспир Цель: развитие монологической и диалогической речи детей через театрализованную.

Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду + презентацияЗнакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду + презентация Отнимите у русского народа поэзию, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни». Иван Петрович Сахаров В культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»
Опубликовано: 8 июня 2017 в 09:02
+230Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кандакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД