Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)

Ирина Чирьева
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)
▼ Скачать + Заказать документы

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т. п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т. п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь, играя“ (домашняя игротека)» размещена в разделах

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы, ле-ко-со (колесо, по-са-ги (сапоги) и пр.)»

Речевой портрет старшего дошкольника (6-7 лет)

1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.

Ребенок должен ориентироваться и выполнять инструкции типа:

Покажи, где мама, а где дочка. Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка

мамы? Найди, что общего у мамы и дочки.

Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя.

Мишу ударил Саша. Как зовут драчуна?

Послушай вопросы и ответь на них:

— За мальчиком бежит собака. Кто впереди?

— На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал?

— Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу.

Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошёл в кино?

2. СЛОВАРЬ

глаголы

Ребёнок должен иметь обширный глагольный словарь, употреблять в речи и различать глаголы близкие по смыслу: режет, вышивает, вяжет, вырезает, пришивает, зашивает, завязывает и т. п.

Придумывать предложения, используя сразу две картинки.

Например: мама шьёт рубашку на швейной машинке, а бабушка вяжет шарф спицами. Папа забивает гвозди молотком, а дедушка завинчивает шурупы отверткой.

существительные

К шести годам ребенком должен быть усвоен весь номинативный словарь по лексическим темам (фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, транспорт, профессии, дикие и домашние животные, животные северных и жарких стран, птицы, насекомые и т. д.).

Ребёнок должен знать, рассказывать и показывать части куклы, дерева, животного, птицы, мебели, находить схожесть и отличие предметов. Например, у птицы, как и у животного, есть туловище, голова, глаза и лапы, но нет пасти, зубов. Животное покрыто шерстью, а не перьями, не может летать и т. п.

Помимо обиходных слов, ребенок должен понимать и употреблять в речи слова, типа: фонтан, стадион, памятник, клумба, букет, сачок, водопад и т. п.

Дошкольник с легкостью должен подбирать обобщающие слова (яблоня, слива, груша – садовые деревья и т. п.).

прилагательные

Словарь прилагательных должен включать:

названия основных цветов;

вкус (кислый, сладкий, горький);

запах (душистый, ароматный);

тактильные ощущения (шершавый, гладкий, мокрый, горячий);

качественные, относительные, притяжательные прилагательные (лисий хвост, морозный день, большое дерево и т. п.).

времена года

Ребенок должен не только знать и называть времена года, но и подбирать характерные признаки к каждому времени года.

синонимы:

Лётчик — пилот, собака — пёс, будка — конура,у розы колючки — у розы шипы, врач — доктор, наездник — всадник, варежки — рукавички;

Маленький жучок — малюсенький, крохотный. ; большой слон —. (огромный, громадный); грустный мальчик —. (невесёлый, хмурый).

антонимы (именные, отглагольные, наречные, прилагательные)

Умный-глупый, друг-враг, далеко-близко, белое-черное, закрывать-открывать и т. п.

словообразование

Прилагательных от существительных: крыша сделана из черепицы, значит, она черепичная; труба из кирпича, значит, она кирпичная; ведро из пластмассы, значит, оно пластмассовое.

Уменьшительно-ласкательная форма прилагательных и существительных:

стул-стульчик, глаза-глазки, шапка-шапочка; красный-красненький, маленький-малюсенкьий и т. п.

Сравнительная степень имен прилагательных:

сладкий-слаще, твердый-тверже, умный-умнее, широкий-шире и т. п.

Родственные слова:

Подбери слова, похожие на «снег» (снегурочка, снеговик, снежинка, подснежник, снежный ком, «вода» (водопад, водолаз, водяной, водопровод, и т. п.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Речь ребенка 6-7 лет не содержит нарушений грамматического строя, дошкольник понимает и свободно употребляет в высказыванпиях:

Ед. и мн. число существительных (дерево-деревья, стул-стулья);

Глаголы прошедшего времени муж., жен., ср. рода (росла трава, рос мальчик, росло дерево; светило солнце, светила луна, светил фонарь);

Различение формы прилагательных (красный зонт, красная шляпа, красное солнце);

Винительный падеж, ед. число. (сначала мне купили слона, потом лису, зайку и машинку);

Родительный падеж, ед. ч. имен сущ. и притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья лапа, медвежья морда);

Дательный падеж, ед. ч. (зайке дам морковку, петуху зернышек, собаке косточку);

Творительный падеж, единственное число (дрова рубят топорами, доски пилят пилой, пол подметают метлой);

Предложный падеж, ед. ч. (цветов много на поляне, облака плывут по небу, книги стоят на полке);

Родительный падеж, мн. ч., согласование существительных с числительными (пять кукол, три дерева, восемь мячей);

Дательный падеж, мн. ч. (мячи футболистам, шайбы хоккеистам, самолеты пилотам);

Творительный падеж, мн. ч. (за деревьями кусты, за кустами пни, под пнями грибы).

Предложный падеж, мн. ч. (звери передвигаются на лапах, птицы на крыльях, люди на автобусах, самолетах);

Согласование нескольких частей речи в разных падежах (на картинке два полосатых котенка, один щенок и пять железных мисок);

Понимание и правильное употребление предлогов (в, из, на, под, из-под, за, из-за, у, по, с, со, через, вокруг, между).

Словообразование. Глаголы с приставками (ушел, пришел, подошел, сошел, перешел, обошел).

4. ФОНЕМАТИТЧЕСКИЙ СЛУХ (речевое восприятие)

У старшего дошкольника не должны вызывать затруднений задания, типа:

Повтори слоги за мной: га-ка-ха, та-да-да, па-па-ба;

Повтори слова: почка-бочка-точка, врач-грач-ткач, миска-мишка-мышка;

Навыки звукового анализа и синтеза:

Ребенок должен уметь выделять первый и последний звук в слове, определять общее количество и последовательность звуков в слове; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове по отношению к другим.

5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

В речи ребенка 6-7 лет не должно быть нарушенных звуков

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ В ПРОИЗНОШЕНИИ

Дошкольник четко произносит, не искажает, и различает звуки родного языка;

Дифференцирует слова, схожие по звуковому составу (мышка-мишка-миска, крыша-крыса, врачи-грачи, майка-марка-лайка и т. п.).

6. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет и не выкидывает слоги.

7. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Ребенок должен уметь составлять рассказы по серии сюжетных картин. Рассказ характеризуется связностью высказывания, последовательностью изложения, грамматически правильным оформлением. При построении рассказа ребенок использует сложные распространенные предложения: сложноподчиненные, сложноподчиненные.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Домашняя игротека для детей и родителей» Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С пальчиками играем-речь развиваем» Известный исследователь и педагог детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались.

Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем» Консультация для родителей «Вместе играем — речь развиваем» Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и.

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь» Играя развиваем речь. Мастер класс для родителей. Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической.

Мастер-класс «Играя, развиваем речь» Мастер-класс Тема: «Играя, развиваем речь» Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей Задачи: •.

Мастер-класса «Развиваем речь, играя» Ход мастер-класса: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сначала сделайте его крепким и здоровым». Ж. Ж. Руссо. Слайд №2 - Добрый.

Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.

Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 23:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чирьева (УИ 46719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД