Любовь Васильева
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка»
В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка в детский сад, и лучше в логопедическую группу, и вмиг ребенок исправится!». Спешу обрадовать, что такое быстро не случится. Терпение родителей, огромная кропотливая работа логопеда и возможности ребенка - вот что требуется! Конечно, логопед не фокусник и не волшебник. Если виртуоз-скрипач возьмет в руки прекрасный смычок и будет играть на плохой скрипке, разве польется удивительная музыка? И, вы, ответите, нет! Оказывается, для того чтобы у ребенка сформировалась правильная и красивая речь надо знать следующее.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Ученые утверждают, что находясь в утробе матери, ребенок слышит мамин голос. Ребенок рождается, и начинается коммуникативное поведение малыша: на голос мамы ребенок поворачивает головку и слегка вытягивает губки, как бы прислушивается. По возможности чаще подходите к малышу, смотрите в глаза ребенка, разговаривайте с ним.
И, наконец, в 3 месяца появляется «комплекс оживления»: малыш смотрит на лицо говорящего, улыбается и издает звуки, «гулит». В период гуления ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам и т. п. Играйте с ребенком, не поворачивайтесь спиной к нему, пойте гласные звуки разной высотой голоса: тихо-громко и не «сюсюкайте» с ним.
В 6 месяцев начинается лепет: малыш слогами подражает взрослым. Как правило, тянет игрушки в рот, ногами пытается дотянуться до них, прислушивается к издаваемым звукам, улыбается. Обязательно должен быть эмоциональный контакт взрослых с ребенком.
В 6-9 месяцев малыш по-прежнему тащит игрушки в руки, внимательно рассматривает и пытается манипулировать ими, при этом все действия сопровождает голосовыми реакциями различными по интонации. Надо поощрять ребенка к воспроизведению: ба - ба, ма – ма, та – та и т. п., он тренирует, таким образом, свой речевой аппарат.
К 1 году при нормальном развитии у ребенка словарный запас составляет около 10-15 слов: мама, баба, папа, гав, биби, ку, му, тата и т. п. И, конечно же, отвечает на некоторые словесные просьбы действием. Общайтесь: хлопайте, играйте, разговаривайте, смейтесь! В возрасте 1,5 лет мышление ребенка перекрещивается с речью. Все действия с предметами: будь то игрушка, ложка, ботинок и т. п. ребенок сопровождает речью.
К 2 годам происходит интенсивное понимание речи взрослых. Словарный запас ребенка составляет около 300 слов. Говорите короткими предложениями. На жест ребенка что-либо дать или сделать, просите сказать словами.
Примерно к 3 годам достигается значительный скачок в накоплении словаря, около 1000-1500 слов. По утверждению исследователя детской речи А. Н. Гвоздева к этому возрасту оказываются сформированными все основные грамматические категории. Наступает возраст «почемучек»! Однако речь остается «детской»: пропуски, замены, перестановки слогов, одни звуки заменяются другими. Говорите четким, ясным и правильным языком, тщательно проговаривая окончания слов, так как ребенок подражает речи взрослых. Читайте малышу небольшие по объему стихи, короткие сказки, рассказы, при этом объясняя сложные для восприятия слова. Пытайтесь спросить ребенка, о чем только что прочитали. Если же в первые три года развитию речи малыша не было уделено должного внимания со стороны взрослых, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие. Развивается слуховой контроль за собственным произношением, в некоторых случаях ребенок пытается исправить неправильно произнесенное слово. И, вот в этом, взрослые активно должны помогать ребенку, поощрять, хвалить за попытку сказать правильно, в случае необходимости, тактично исправлять.
К 4-6 годам у ребенка растет опыт речевого общения, формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Словарный запас составляет около 3000—4000 слов. Ребенок овладевает монологической речью, способен пересказать рассказы, сказки. Поощряйте любопытство ребенка, умение задавать вопросы, отвечайте на желание поговорить, послушать или почитать. Воспитывайте любопытство и вырастите мудреца!
К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто, отчетливо. Период от рождения и до 5 лет считается наиболее благоприятным для становления и развития речи, в литературе он называется «сенситивным» периодом речи.
И, конечно же, освоение языка ребенком протекает не без помощи, любви и стараний окружающих его взрослых!
Обучайте ребенка правильной и красивой речи.
Литература:
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. : Просвещение, 1981.