Конохова Марина
Консультация для педагогов «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ручной труд, как средство развития творческих способностей дошкольников
«Истоки способностей и дарования у детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Цель: формирование у дошкольников комбинаторных навыков в процессе изготовления поделок, развитие их творческих способностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Ручной труд как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Задачи:Развивать мелкую моторику пальцев. Готовить руку к письму. Развивать сенсомоторику (согласованность руки и глаза).Формировать положительное отношение к труду. Формировать нравственные качества: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Расширять представления детей о свойствах разных материалов. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при работе с инструментами.
Миссия педагога в современном дошкольном образовании - особая. Воспитатель должен дать ребёнку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях личности.
Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дошкольного образования является прежде всего обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, игрушки, не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Бисероплетение
Бисер – это чудесный, радующий глаз материал. Фигурки, выполненные из бисера, могут стать прекрасным украшением изделия, одежды, интерьера, он может превратиться в небольшую картину, елочную игрушку или талисман. Интересно выглядит бижутерия из бисера.
Для работы не потребуется много инструментов – это очень тонкие иглы (№ 0 или № 1) с вытянутым ушком и ножницы. В некоторых работах можно отказаться от иглы и использовать леску, капроновую нить или проволоку. Можно работать и обычной ниткой, предварительно обмакнув ее кончик в лак или клей. Рабочей нитью называется та, на которую набирают бисер. Длина нити берется удобная для работы. Когда нитка заканчивается, ее удлиняют, соединяя конец старой с концом новой нити узелком, или пропускают новую нить через 5-6 бисеренок, завязывая после каждой бусинки.
В бисероплетении используются крупные и мелкие бусинки, пуговицы, бисер, стеклярус.
Ребята знакомятся с простейшими технологическими приемами: «продеть в замок», «продеть рыбкой», «продеть змейкой»; узнают о старинном промысле – бисерном рукоделии, учатся подбирать нужный материал по цвету.
Цветы из лент.
Цветы, выполненные из лент действительно изумительны. Они не завянут и не поблекнуть спустя долгое время. Это занятие не требует много времени и позволяет создавать достаточно оригинальные вещи за короткий срок. Кроме того, для создания наиболее выигрышного эффекта работа вовсе не должна быть безупречной. Именно благодаря мелким неровностям, не совсем идеальной формы цветок кажется естественным и настоящим.
Для работы понадобятся атласные, шелковые и гипюровые ленты. Собирая ленту в цветок, используем шов «вперед иголкой». В процессе обучения выполнению ручным швам дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывают простейшие технологические приемы, развивают глазомер, мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и усидчивости.
Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки.
Изделия из коробок.
Коробки разных размеров (большие, маленькие, средние) – это объемное изделие, и поэтому, прежде чем приступить к работе, нужно определиться, что мы хотим получить в конечном итоге.
Наше изделие может состоять из одной коробки или нескольких составляющих. Поэтому необходимо научиться правильно соединять детали выполняемой работы.
Для работы нужны самые обычные инструменты хорошо знакомые каждому с детства: ножницы, клей, кисточки, краски, карандаш, линейка.
Конечно, начинать работу по созданию образа лучше с одной коробки. После того как выбрана форма изделия, ее необходимо украсить. Для этого коробку обклеивают или просто расписывают красками.
Этот вид работы дает ребенку основы знаний по конструированию и моделированию, помогает развивать образное и пространственное мышление. Осваивая в детстве различные виды соединений и понимая их особенности, ребенок легко переносит навыки их применения на другие материалы в более сложных конструкциях
Поделки из пластмассовых бутылок
Занятия по созданию изделий из пластмассовых бутылок воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, необходимо только помочь ребенку их отыскать. Работая с бросовым материалом ребенок учится фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, знакомятся с разнообразием материала (бутылочки, использованные фломастеры, трубки, стаканы, баночки, крышки и т. д., их свойствами.
Для изготовления изделия потребуются ножницы, скотч, клей и различный материал для украшения поделки: конфетные обертки, цветная бумага, бусины, нитки.
Занимаясь ручным трудом дети знакомяться с различными видами материалов, их свойствами, овладевают умениями работать с разнообразным материалом, моделировать будущую поделку. В процессе творческого труда они приобретают навыки и умения, которые будут востребованы при обучении в школе. Дети учатся оценивать свою работу и работу всего коллектива. У них появится потребность в коллективном труде.
В результате занятий ручным трудом у детей развивается мелкая моторика пальцев, готовность руки к письму, глазомер. Формируется положительное отношение к труду, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Дети усваивают необходимые правила техники безопасности при пользовании ножницами, проволокой, иголкой.
Советский психолог А. Р. Лурия отмечал, что во время творческой работы происходит становление речи, развитие у детей внимания, уверенности в ориентировке во внешнем мире.