Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления»

Юлия Кащаева
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления»
▼ Скачать + Заказать документы

Синдром эмоционального выгорания

Это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающии вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

С точки зрения психологии, эмоциональное выгорание – это выработанныи личностью механизм психологическои защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на психотравмирующие воздеи ствия. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоции без соответствующеи «разрядки» или «освобождения» от них.

Публикация «Консультация для педагогов „Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления“» размещена в разделах

Развитие синдрома носит стадиальныи характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокои положительнои установки на выполнение профессиональнои деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своеи работе.

Наиболее популярная модель выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексон, описана В. В. Бои ко, включает 3 группы симптомов, и сопровождаются определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.

Фаза «Тревожное напряжение».

Нервное напряжение - этот запускающии механизм - обнаруживается в четырех симптомах.

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональнои деятельности.

2. Неудовлетворенность собои : проявляется в чувстве недовольства собои, избраннои профессиеи, занимаемои должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально- эмоционального тупика.

4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивнои симптоматике, касающеи ся профессиональнои деятельности в особо 10 и редукцию профессиональных ощущается как эмоциональное исчерпанность собственных осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собои порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативнои или личностнои тревоги.

Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамическии характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза «Резистенция»

(сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на даннои фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоции и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональныи контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу - не хочу» - неадекватным или избирательным образом.

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др., он защищает свою стратегию: оправдаться перед собои за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъект, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случаи, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».

3. Расширение сферы экономии эмоции : проявляется вне профессиональнои деятельности - дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

4. Редукция профессиональных обязанностеи : обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Вычленение этои фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения.

Фаза «Истощение».

Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервнои системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов:

1. Эмоциональныи дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своеи деятельности.

2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своеи профессиональнои деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.

3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроении и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональнои деятельности.

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данныи симптом обычно образуется по условно-рефлекторнои связи негативного свои ства: многое из того, что касается субъектов профессиональнои деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях.

Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальнои пустоте. Однако большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени выгорания.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления»
Опубликовано: 27 января 2023 в 21:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кащаева (УИ 61627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД