Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Татьяна Бакулина
Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания», причинами его возникновения и признаками его проявления; подвести общие итоги тестирования воспитателей «Оценка синдрома эмоционального выгорания»; побудить педагогов к рефлексии своего отношения к работе; познакомить воспитателей с таким приёмом работы со своим сознанием, как рефрейминг (смена установок с негативных на позитивные, поупражнять их в применении этого приёма; побудить педагогов к осознанию имеющихся у них внутренних ресурсов для восстановления сил; снимать психоэмоциональное напряжение воспитателей с помощью флеш-тренинга и элементов ароматерапии; познакомить с рекомендациями психологов по профилактике синдрома эмоционального выгорания; поддерживать положительную самооценку воспитателей; сплачивать педколлектив, создавать непринуждённую психологическую атмосферу.

Оборудование: ноутбук с электронной презентацией по теме и флеш-тренингом (красивые фотографии природы в сопровождении спокойной музыки без слов (композитор – Yurima); листы бумаги с силуэтом лошади (каждому воспитателю); карточки к упражнению «Жил-был педагог» (каждому воспитателю); фоновая спокойная музыка; листы бумаги, простые карандаши, ручки; мяч; памятки «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (каждому педагогу); наборы аромакамней (каждому педагогу).

Предварительная работа: тестирование воспитателей «Оценка синдрома эмоционального выгорания», индивидуальное ознакомление воспитателей с его результатами.

Ход.

I. Организационный момент

Приветствие, ознакомление с темой тренингового занятия.

II. Теоретическая часть

(Тренинговое занятие сопровождается электронной презентацией по теме)

Синдром эмоционального выгорания обозначает состояние, при котором происходит психическое, эмоциональное и физическое истощение, развивается в результате постоянных стрессовых ситуаций. Такое психическое состояние возникает у людей, которым, по роду своей деятельности, приходится общаться с другими людьми довольно часто.

Синдром выгорания возникает чаще у альтруистов, у которых забота о ближнем превышает собственные интересы (работники соцслужб, медики, педагоги и т. п.). Развитию заболевания способствует повышенная активность и ответственность в работе, когда человек отдает все силы, полностью либо частично игнорируя собственные нужды. После этого периода происходит полное истощение, у человека пропадает желание заниматься чем-либо, он испытывает постоянное утомление, страдает бессонницы и различных нервных расстройств. На эмоциональном уровне появляются тревожность, раздражительность, чувство вины, безысходности. Может появиться агрессия в поведении, пессимизм, цинизм. Человек начинает прогуливать работу, на которую раньше с желанием и удовольствием ходил, качество работы ухудшается, начинаются опоздания, злоупотребления перерывом и т. п. Также появляется отстраненность в поведении, человек чувствует себя совершенно одиноким, и одновременно у него нет желания общаться с кем-либо (с пациентами, учениками и т. п.).

Обычно к синдрому выгорания приводит неспособность противостоять стрессам. Факторы, которые провоцируют развитие заболевания, разделяют на организационные и личностные, причем организационный фактор оказывает больше влияния на течение заболевания.

Организационный фактор включает:

- большие нагрузки на работе,

- нехватку времени на выполнение своей работы,

- полное либо частичное отсутствие поддержки со стороны начальника, близких, коллег и т. п. ,

- недостаточное моральное либо материальное вознаграждение за проделанный труд,

- невозможность контролировать рабочую ситуацию и влиять на значимые решения,

- многогранность требований,

- постоянное давление из-за высоких рисков получить штрафные взыскания (выговор, увольнение и пр. ,

- однообразность и монотонность рабочего процесса,

- неправильная организация труда или рабочего места (шум, конфликты и т. п.)

- необходимость сдерживать эмоции либо проявлять не те, которые есть на самом деле,

- отсутствие выходных, отпусков, внерабочих интересов и увлечений.

Личностные факторы включают:

- повышенное чувство тревоги,

- сниженную самооценку, постоянное чувство вины,

- ориентир на точку зрения других людей, действие по принятым стандартам,

- пассивность.

Сопровождающие эмоциональное выгорание чувства, мысли, действия.

Чувства:

усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли:

о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия:

критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

III. Практическая часть

1. Итоги тестирования «Оценка синдрома эмоционального выгорания».

2. Предлагаю Вам выполнить ещё один тест – рисуночный – «Какой Вы работник».

Задание

Итак, перед вами силуэт лошади. Ваша задача – дорисовать картинку, придав ей законченность и осмысленность. Уделите внимание деталям внешности животного. При желании, можно нарисовать и фон - постарайтесь создать вокруг своей лошадки такую атмосферу, в которой она чувствовала бы себя комфортно.

Закончили? Приступаем к интерпретации.

Ключ к тесту

Если вы сосредоточились лишь на основных, характерных деталях лошадиной внешности, обозначив только копыта, гриву, хвост, и почти не уделили внимания фону – формально вы выполняете все, что от вас требует ваша должность, но делать из работы культа никогда не станете. Словом, трудоголиком вас не назовешь.

Вы долго трудились над своей картиной и уделили очень много внимания мелочам, тщательно прорисовав каждый волосок в лошадиной гриве и каждую травинку под ее копытами? Вероятно, вы очень педантичный человек и любите кропотливую работу. Вы старательны, добросовестны и требовательны к себе.

Если вы особенно тщательно прорисовали морду лошади – ноздри, рот, глаза, ресницы, сделали ей кокетливую челочку – вы ищете и находите в работе романтику. Принимаясь за любой проект, вы полны энтузиазма и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды, и просто не успели ни «зачерстветь», ни «выгореть». Если же вы человек зрелый и сформировавшийся, вероятно, вы просто неисправимый оптимист.

Ваша лошадка пасется на лугу или в поле? Значит, самое важное для вас – работать в комфортных условиях, желательно – вообще иметь свободный график и не ощущать никакого давления со стороны. Больше всего на свете вы ненавидите рамки и ограничения. И очень цените независимость.

Если вы надели на лошадь уздечку или хомут — вам не привыкать много и тяжело работать. Дело для вас – прежде всего. Похоже, вы даже не представляете, что можно жить как-то иначе.

Если вы посадили на лошадь всадника – вам просто необходим куратор, который будет вас организовывать и подгонять. Без давления сверху вы быстро теряете темп и начинаете сачковать.

Если вы поставили перед лошадью корм и корыто с водой, вы готовы к любой работе, при условии, что она будет хорошо вознаграждена. И никак иначе!

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания

3. Упражнение «Жил-был педагог»

Инструкция

Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.

1. По утрам он просыпался и думал ___

2. Собираясь на работу, он ___

3. Весь рабочий день он мечтал ___

4. Придя домой, он ___

5. Засыпая, он думал ___

Интерпретация

Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.

Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление, смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

4. Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют какое-либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву своего имени.

5. Упражнение «Найди себе подобных»

Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:

«Объединитесь в группы те, у кого похожий цвет волос»;

«Объединитесь в группы те, у кого похожий цвет глаз»;

«Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;

«Объединитесь в группы те, кому нравится готовить;

«Объединитесь в группы те, кто любит детей».

Вариант проведения при сидении за столом: помахать друг другу рукой.

6. Упражнение "О ребенке".

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка.

Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Инструкция: Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 3 его хороших качества.

7. Упражнение «Удовольствие»

Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие (под спокойную музыку). Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

8. Рекомендации по профилактике СЭВ

Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.

Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.

Свое возрождение начните с правильного мышления.

Вредные привычки сбросьте как рукавички.

Внимательно организм слушай, он подскажет совет нужный.

Будь доброжелательным, твори добро обязательно.

Смейтесь больше – проживете дольше.

Умеренность во всем, так здоровье сбережем.

Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.

Всегда будьте хозяином своей судьбы!

Не надейся на других и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам!

Раздать каждому воспитателю памятку «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

9. Флеш-тренинг

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.

IV. Заключительная часть

1. Ароматерапия

Каждый воспитатель получает в подарок разноцветные камешки (по 3) в виде цветочков с ароматом лимона (этот аромат оказывает на организм стимулирующее воздействие: повышает настроение, снимает усталость, улучшает внимание и способность концентрироваться) и с ароматом лаванды (оказывает на организм расслабляющее и успокаивающее воздействие).

2. Итог. Прощание.

Публикации по теме:

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер,.

Обучающий тренинг для воспитателей «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Обучающий тренинг для воспитателей: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Цели: - создание условий, способствующих профилактике.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.

Тренинг «Использование метода сказкотерапии в профилактике эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг направлен формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Вернемся ненадолго в детство» Цель: профилактика профессионального эмоционального выгорания; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья.

Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Опубликовано: 8 марта 2018 в 12:26
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Мастер-класс «Осенний пейзаж» по рисованию гуашью
Леса и прозрачны, и ясны, Осенней прохладой дыша. И как обнаженно-прекрасна У кроны притихшей душа. Всем доброго дня! Разрешите представить вам...
Фотоотчет о танце «Ягодки-рябинки»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Во всю идет подготовка к осенним утренникам. Вот и наши малыши готовятся к нему. Танец "Ягодки-рябинки" популярен среди...
Диагностика воспитанников по ПДД
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...