Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания

Елена Малютина
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

• Снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния

• Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний

• Ознакомление с техниками самоуправлния и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности

Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, карточки для записи идей.

Ход тренинга

Приветствие ведущего.

Коллеги, я рада вас приветствовать сегодня. Я надеюсь, что подготовленное мной занятие будет полезно для каждого из вас. Тема занятия "Профилактика эмоционального выгорания педагога" – тем для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберемся, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Человек усваивает:

• 10% того, что слышит

• 50 % того, что видит,

• 70 % того, что сам переживает,

• 90% того, что сам делает.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Я считаю, что профессия «педагог» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к самосовершенствованию.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, обмен опытом в профессиональных сетевых сообществах.

Увеличивается количество коллег, которые сталкиваются с "синдромом эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Для того, чтобы определить уровень Вашего эмоционального выгорания, я ознакомлю Вас его с симптомами; Ваша же задача- отметить таковые, если они присутствуют.

Симптомы эмоционального выгорания

Поведенческие

• Сопротивление выходу на работу

• Частые опоздания

• Откладывание деловых встреч

• Уединение, нежелание видеть коллег

• Нежелание видеть детей

• Нежелание заполнять документацию

• Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

• Утрата чувства юмора

• Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

• Повышенная раздражительность

• Ощущение придирок со стороны других

• Равнодушие

• Бессилие, эмоциональное истощение

• Подавленное настроение

Когнитивные

• Мысли о смене профессии, уходе с работы

• Слабая концентрация внимания, рассеянность

• Ригидность мышления, использование стереотипов

• Сомнения в полезности работы

• Разочарование профессией

• Циничное отношение к клиентам, коллегам

• Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

• Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

• Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

• Длительно текущие незначительные недуги

• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

• Усталость, быстрая физическая утомляемость

• Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

• Обострение хронических заболеваний

• 0-6 – низкий уровень эмоционального выгорания

• 7-13 – средний уровень эмоционального выгорания

• 14-21 – высокий уровень эмоционального выгорания

Существует ряд упражнений направленных на снятие эмоционального напряжения, овладение умениями и навыками саморегуляции, поднятие настроения, повышение самооценки (в том числе и с профессиональной точки зрения). Я хочу Вас ознакомить с некоторыми из них.

Упражнение «Я лучше тебя, но хуже тебя …»

Представьте, что все люди были бы одинаковыми, тогда неинтересно было бы жить на свете и поэтому давайте радоваться различиям в нас и принимать людей, такими, какие они есть. Сейчас нужно дополнить фразу: «Я лучше тебя, но хуже тебя …». Вывод: в каждом человеке есть что-то, что он умеет лучше остальных, а что-то – хуже. Идеальных людей не бывает, каждая личность – индивидуальность.

Упражнение «Лавина»

Это упражнение описано в книге Ф. Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и компьютера». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».

В процессе обсуждения этого упражнения участники составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.

Упражнение «Декларация моей самости. (По Вирджинии Сатир.)»

Психолог. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает. Увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я - это замечательно! Откройте глаза, ощутите свою внутреннюю силу и энергию.

Техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Выполнение предлагаемых упражнений позволит каждому из Вас, коллеги, оценить свое психо-эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.

Публикации по теме:

Комплексное с элементами тренинга занятие «Мы будущие первоклассники» Цель: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых.

Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе Цель: Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,.

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Цель: Содействие.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.

Занятие с элементами тренинга «Я и ТЫ» Актуальность. Процесс глобализации, определяет потребности современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений,.

Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания
Опубликовано: 19 января 2018 в 21:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим и миром природы «Волшебные...
Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды ( жидкая, безвкусная , прозрачная, со значением её для жизнедеятельности человека и живой...
Конспект ООД по образовательной области «Рисование» для детей 6–7 лет
Цель: Учить детей рисовать красками Задачи: 1. Учить рисовать клиновый лист по схеме 2. Развивать восприятие цвета, воображения. 3. Закреплять знания о...
Путь легкой адаптации в ДОУ
Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми...