Елена Малютина
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
• Снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния
• Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний
Публикация «Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
• Ознакомление с техниками самоуправлния и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности
Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, карточки для записи идей.
Ход тренинга
Приветствие ведущего.
Коллеги, я рада вас приветствовать сегодня. Я надеюсь, что подготовленное мной занятие будет полезно для каждого из вас. Тема занятия "Профилактика эмоционального выгорания педагога" – тем для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберемся, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.
Человек усваивает:
• 10% того, что слышит
• 50 % того, что видит,
• 70 % того, что сам переживает,
• 90% того, что сам делает.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Я считаю, что профессия «педагог» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к самосовершенствованию.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, обмен опытом в профессиональных сетевых сообществах.
Увеличивается количество коллег, которые сталкиваются с "синдромом эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Для того, чтобы определить уровень Вашего эмоционального выгорания, я ознакомлю Вас его с симптомами; Ваша же задача- отметить таковые, если они присутствуют.
Симптомы эмоционального выгорания
Поведенческие
• Сопротивление выходу на работу
• Частые опоздания
• Откладывание деловых встреч
• Уединение, нежелание видеть коллег
• Нежелание видеть детей
• Нежелание заполнять документацию
• Формальное исполнение обязанностей
Аффективные
• Утрата чувства юмора
• Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
• Повышенная раздражительность
• Ощущение придирок со стороны других
• Равнодушие
• Бессилие, эмоциональное истощение
• Подавленное настроение
Когнитивные
• Мысли о смене профессии, уходе с работы
• Слабая концентрация внимания, рассеянность
• Ригидность мышления, использование стереотипов
• Сомнения в полезности работы
• Разочарование профессией
• Циничное отношение к клиентам, коллегам
• Озабоченность собственными проблемами
Физиологические
• Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
• Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
• Длительно текущие незначительные недуги
• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
• Усталость, быстрая физическая утомляемость
• Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
• Обострение хронических заболеваний
• 0-6 – низкий уровень эмоционального выгорания
• 7-13 – средний уровень эмоционального выгорания
• 14-21 – высокий уровень эмоционального выгорания
Существует ряд упражнений направленных на снятие эмоционального напряжения, овладение умениями и навыками саморегуляции, поднятие настроения, повышение самооценки (в том числе и с профессиональной точки зрения). Я хочу Вас ознакомить с некоторыми из них.
Упражнение «Я лучше тебя, но хуже тебя …»
Представьте, что все люди были бы одинаковыми, тогда неинтересно было бы жить на свете и поэтому давайте радоваться различиям в нас и принимать людей, такими, какие они есть. Сейчас нужно дополнить фразу: «Я лучше тебя, но хуже тебя …». Вывод: в каждом человеке есть что-то, что он умеет лучше остальных, а что-то – хуже. Идеальных людей не бывает, каждая личность – индивидуальность.
Упражнение «Лавина»
Это упражнение описано в книге Ф. Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и компьютера». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».
В процессе обсуждения этого упражнения участники составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.
Упражнение «Декларация моей самости. (По Вирджинии Сатир.)»
Психолог. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает. Увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)
Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я - это замечательно! Откройте глаза, ощутите свою внутреннюю силу и энергию.
Техника "Ластик"
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Выполнение предлагаемых упражнений позволит каждому из Вас, коллеги, оценить свое психо-эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.