Ирина Гащук
Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Методические задачи:
- Тренировать умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике.
- Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;
- Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;
- Повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.
Материалы и оборудование:
• Иллюстрации – изображения людей с разными выражениями лица (грусти, страха, удивления, радости);
• Пиктограммы – схематические изображения лица с выражением грусти, радости, страха, удивления;
• Аудиозаписи;
• Раздаточный материал – заготовки под пиктограммы эмоций детей и восковые мелки, клей - карандаш и основа эмоционального портрета группы.
Методы и приё мы:
Беседа; игра, направленная на создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение; слушание музыки; рисование пиктограмм; упражнение релаксационной направленности.
Ход занятия:
Приветствие.
Ребята, что мы сейчас с вами сделали? (Поздоровались)
Чем мы пользовались для того, чтобы поздороваться? (Языком, речью)
А теперь представьте, что у нас пропал голос. Сможем ли мы поздороваться тогда? (Ответы детей) Как? Что мы будем использовать вместо слов? (Мимику, жесты). Повернитесь к соседу справа, поздоровайтесь с ним одним из выбранных способов. Хорошо. А теперь давайте поиграем в игру «Приветствие».
«Приветствие»
Цель: создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение.
Инструкция: Сейчас зазвучит музыка и мы с вами станем двигаться по всему пространству ковра и при этом здороваться с каждым, кого встретим за руку. Разговаривать при этом не нужно. Не забывайте смотреть человеку, с которым здороваемся в глаза и улыбаться. Как только музыка остановится, остановиться должны и вы.
- За руку.
- Плечиком.
- Локотком.
- Спиной.
(Звучит музыка П. И. Чайковский «Танец пастушков»).
Понравилась игра? Хорошо, когда тебе все улыбаются и все с тобой здороваются.
Вот, оказывается, здороваться без слов мы умеем. Но без слов можно не только здороваться, но и разговаривать!
Как вы думаете, когда ещё бывает нужно «разговаривать без слов»? (Если горло болит, если в комнате кто-то спит или болеет, если между собеседниками стекло).
Давайте поиграем ещё в одну игру.
«Поговорим без слов»
Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику, внимание, произвольность поведения.
Педагог предлагает детям сказать без слов следующее:
• да (качнуть головой вперёд);
• нет (повертеть головой из стороны в сторону);
• не знаю (пожать плечами);
• до свидания (помахать рукой);
• иди сюда (поманить рукой или пальчиком).
А теперь давайте поделимся на две команды, которые по очереди будут показывать действия и отгадывать, что показала другая команда.
1. У меня болит горло.
2. Я катаюсь на лыжах.
3. Мне холодно.
4. Я мою руки.
Молодцы! Вы хорошо показывали и отгадывали и я всем дам по конфете для хорошего настроения. Её нужно развернуть, съесть и настроение сразу станет замечательным! (Угощаю) А как бы вы без слов поблагодарили за угощение?
Правда приятно, когда тебя понимают без слов?
А вы знаете, что без слов можно показывать не только действия, но и наше настроение, эмоции, чувства? Ведь наши мысли и чувства сразу отражаются на лице, как на экране телевизора и окружающие люди могут понять, что чувствует человек и какое у него настроение. Но для этого нужно быть внимательным и уметь понимать о чём говорят выражения лиц окружающих нас людей – друзей, родителей, знакомых.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит,
Рассеет все сомнения
Путешествие по настроениям.
(Н. Белопольская)
Я приглашаю вас в путешествие по настроениям!
Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, открываем глаза. Куда мы попали, в какую страну? Слушайте музыку! (Звучит Ж. Бизе «Карнавал животных. Длинноухие персонажи»).
Какой характер у музыки? Кажется, сейчас что-то произойдёт, кто-то появится, и мы с вами удивимся, правда? Это страна Удивление! Как вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? Посмотрите на мольберт и выберете иллюстрацию, на которой изображён человек с таким настроением. А теперь попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей при этом? ( Показываю пиктограмму: когда мы удивляемся, то брови у нас приподняты, рот открыт и вытянут, глаза широко раскрыты).
Дети, а чему можно удивиться? Чему вы удивлялись в последнее время?
А мы отправляемся в следующую страну! Приготовьтесь, закройте глаза, повернитесь… Слушайте музыку! (Звучит музыка танца «Румба»). Это страна «Радость»!
Какая музыка звучит здесь? Назовите её характер. (Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная).
С каким настроением здесь живут люди? Выберете портрет с выражением радости на лице. Попробуйте изобразить как люди радуются. ( Пиктограмма: уголки рта приподняты, глаза немножко прищурены).
Как вы думаете, какие цветы растут в этой стране? Какие животные обитают? Какое здесь время года? Дети, а чему вы радуетесь? Как вы думаете: «Радость – это когда…» (Дети продолжают).
Ребята, если бы вы рисовали эту страну, то какие краски бы использовали?
Мы прощаемся со страной «Радость» и попадаем в другую страну. Повернитесь! Послушайте, какая музыка здесь звучит. (Звучит музыка Х. Глюк «Мелодия»). Какой характер у неё? (Печальный, грустный). Эта страна называется «Печаль». С каким настроением здесь живут люди? Выберете нужную иллюстрацию. А если бы вы стали рисовать такое настроение, то какого цвета краски вы взяли бы? Попробуйте изобразить печальное лицо. ( Пиктограмма: уголки рта, брови опущены. Глаза выражают тоску).
Ребята, а у вас бывает такое настроение? Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?
На какое время года похоже это настроение, на какую погоду, на какой цвет?
А если вы заметите такое выражение лица у своего друга или у родного человека и поймёте, что он грустит, что вы можете сделать, чтобы исправить настроение? (Развеселить). Как можно развеселить человека? (Ответы детей).
Повернитесь вокруг себя. Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. Слышите, ребята? (Звучит музыка С. Прокофьев тема волка из симфонической сказки «Петя и волк»). Вам страшно? Да, эта страна называется «Страх». Попытайтесь изобразить это чувство – страх. ( Пиктограмма: глаза широко раскрыты, рот приоткрыт и растянут в стороны, брови поднимаются кверху). Выберете нужную иллюстрацию. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны? Одежду какого цвета они любят носить?
Как вы думаете, какие животные здесь живут? А любят ли гулять люди в этой стране?
Ребята, а вам бывало когда-нибудь страшно? Чего вы боялись? Что делали, когда вам было страшно? К кому обращались за помощью? Как можно помочь человеку, если ему страшно?
Мы посетили с вами четыре страны. Как они назывались? (Ответы детей).
Мы рассмотрели портреты людей и пиктограммы с изображением четырёх эмоций. А теперь давайте поиграем.
«Зеркало».
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры
Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
Мы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Садитесь удобно на ковёр. Мы с вами говорили о разных цветах, когда путешествовали по странам и я хочу показать вам чудесный фильм о радуге.
Упражнение «Радуга».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.
(Звучит музыка Ж. Масне «Размышление»).
Закройте глаза. Представьте, что у вас перед глазами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Каждый цвет вызывает своё настроение и чувство. Вы видите то, что я описываю.
• Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает нас, как купание в озере.
• Теперь – красный цвет. Красный цвет даёт нам энергию и тепло, на него хорошо смотреть, когда вам холодно.
• Следующий цвет – жёлтый. Жёлтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
• Зелёный – цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зелёный помогает нам чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. О чём вы думали, когда смотрели на голубой, красный, жёлтый, зелёный цвета? Заметили ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? (Ответы детей).
И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам оставить на память о сегодняшнем дне эмоциональный портрет нашей группы. Вот его основа (вывешивается тонированный лист ватмана, а свои портреты в виде пиктограмм вы сейчас нарисуете.
Проходите к столам. На них я приготовила основы для пиктограмм и восковые мелки. Выберете цвет, который вам сейчас нравится, и изобразите своё настроение. (Звучит музыка П. И. Чайковский «Подснежник»). Приносите свои портреты мне, и мы оформим портрет группы. (Практическое выполнение. Приклеивание на основу).
Давайте посмотрим вместе на портрет, который у нас получился. Нравится он вам? Что можно сказать о настроении, которое живёт в вашей группе? (Ответы детей).
Давайте опять встанем в круг. Пришло время прощаться. Но я желаю вам, чтобы такое замечательное настроение жило в вашей группе всегда. А если кому-нибудь вдруг станет страшно или грустно, то вы знаете что нужно делать, правда?
А теперь давайте подарим друг другу по кругу самую добрую, какая у нас есть улыбку. Я начну первая. (Дети «передают» улыбку по кругу).
Какая добрая улыбка ко мне вернулась! Каждый из вас добавил в неё свою частичку доброты. Спасибо вам!