Приложение МААМ

Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком»

Ирина Владимировна Егорова
Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:

A) Психологическое просвещение - дать родителям знания o стилях семейного воспитания, причинах плохого поведения детей, о важности удовлетворения базовой потребности ребенка в безусловной родительской любви и о значении родительских установок в жизненных сценариях детей.

Б) Самодиагностика и рефлексия с участниками тренинга по вопросам семейного воспитания.

реализации этой модели.

1. Душевное общение с ребенком – это…

Публикация «Круглый стол с элементами тренинга „Душевное общение с ребенком“» размещена в разделах

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы благодарим вас за то, что вы пришли на встречу, которая состоится в необычной форме. Сегодня мы с вами поговорим о душевном общении с нашими детьми, выполним несколько упражнений и проведем анонимное анкетирование, которое позволит вам определить ваш собственный стиль общения с ребенком.

Мы надеемся, что наша встреча принесет вам знания и навыки, необходимые для установления благоприятных взаимоотношений в семье.

Игра «Знакомство».

Для того, чтобы у нас было комфортное состояние, давайте познакомимся в игре. Сейчас я вам дам мячик, выбудете его по кругу передавать, представляясь ласковыми именами (как вас звали в детстве). Также нужно будет придумать три личностных качества на первую букву своего имени. Свой пример: Иринка - • инициативная, искренняя, • исполнительная.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка - это родители. Потребность в родительской любви - самая сильная и длительная, в ней нуждаются все, независимо от возраста.

Не так уж редки случаи, когда, едва повзрослев, дети спешат покинуть родительский дом, навсегда теряют связь с теми, кто дал им жизнь и кто их вырастил. Почему, по каким законам произошло это отдаление, где началось расхождение близких людей, почему родительская любовь не создала, не вызвала ответного чувства? Возможно, родители не знали или не уделяли должного внимания качественному общению с ребенком. Ведь душевное общение - первый шаг к взаимопониманию с детьми.

Еще совсем недавно наши предки собирались по вечерам в тесном семейном кругу, для того чтобы пообщаться, послушать поучительные рассказы старших в семье. А в наш век технического прогресса с высоким темпом жизни душевное общение стало дефицитом, которое мы оправдываем своей занятостью и разного рода проблемами.

Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставление, напоминание как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаетесь с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается короткими фразами и происходит как бы между делом.

Разве можно нормально поговорить, когда включен телевизор и какая-то женщина уже 3-й раз рекламирует стиральный порошок?

По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят для разного рода наставлений, замечания и споры со своими детьми. На доверительное душевное неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день! То, что раньше получалось само собой, в настоящее время требует особого внимания и практики.

Как же наладить душевное общение в наших современных семьях?

Чтобы понимать, о чем мы говорим, мы дадим определение – что же такое душевное общение.

Душевное общение - это общение, дающее духовную и душевную связь, рождающее ощущение эмоционального тепла, физического комфорта и равновесия.

Многие родители общаясь с детьми, не дают им почувствовать духовную близость с ними. Они как будто рядом с ребенком, а чувствами где-то там далеко. Быть вместе без ощущения духовной близости - это значит вообще не быть вместе.

Приоткрыть маленькие секреты к успеху в воспитании пусть помогут нам русские народные пословицы.

На каждом столе есть карточки с пословицами. Чтобы узнать, какие пословицы о воспитании составлены до нас мудрыми предками, нужно, прочитав пословицу, лежащую на вашем столе, передать её вправо по кругу.

1. Учи жену без детей, а детей без людей.

2. Одними ласками ребенка не воспитать.

3. От осинки не родятся апельсинки.

4. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

- С какими из пословиц совпадают ваши взгляды на воспитание? Почему? - Какие из них вызвали чувство недоумения и даже несогласие?

В ходе обсуждения мы выяснили, что каждый объясняю значение пословиц, исходя из собственного жизненного опыта, который мы обрели в своей семье, и сейчас то же самое сознательно или бессознательно осуществляем в собственной семье, общаясь со своим ребенком.

Это и есть та модель (стиль) семейного воспитания, которую мы переняли у собственных родителей. Как вы думаете, какие стили семейного воспитания существуют? Какие стили родительского воспитания вы знаете? Приведите примеры из личного опыта. К какому результату каждый из них привел?

2. Стили семейного воспитания (типы детско-родительских отношений)

Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, использование ими определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в определенной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения.

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характере самих родителей.

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТИПЫ (СТИЛИ) СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

– Итак, вы поняли из ответов на анкету, у кого какой стиль воспитания, теперь я коротко расскажу об этих стилях, «расшифрую» их.

Вы это наглядно увидели, а теперь посмотрите, какой посыл вы даете ребенку, воспитывая в определенном стиле.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль общения основан на стремлении к абсолютному подчинению детей родителям. Общение с ребенком происходит часто в приказном тоне, его желания не учитываются, инициатива подавляется, индивидуальные особенности не замечаются и оставляются без внимания. Требования взрослых не объясняются, ребенок часто не понимает, зачем от него требуют что-либо, а вынужден слепо подчиняться. Дети в таких семьях растут замкнутыми, часто теряют интерес к жизни, не имеют развитого мышления и неспособны к творчеству. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно, также это становится причиной недоброжелательности или замкнутости ребенка в общении с членами семьи. При подавлении личности ребенка, мир кажется ему враждебным, ребенок либо отвечает враждебностью, либо уходит от контактов, создает мир собственных фантазий.

Попустительский стиль общения характеризуется сочетанием безразличного родительского отношения с отсутствием контроля, всепрощением и вседозволенностью. Родители боятся не угодить ребенку, стремятся удовлетворить все его потребности и желания, завоевывая, таким образом, любовь ребенка. Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Ребенок вырастает человеком лицемерным, расчетливым, направленным на получение задуманного наиболее легкими путями, не заботясь о нравственности этих путей, неспособен к дисциплине и самовоспитанию и т. д.

Индифферентный стиль воспитания.

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

Авторитетный стиль

Авторитетный (демократический) стиль воспитания считается наиболее оптимальным.

Он характеризуется взаимной любовью, уважением и стремлением к созданию оптимального душевного комфорта для всех членов семьи. Взрослые общаются с детьми «на равных», с раннего возраста воспринимая их как полноценных членов семьи, советуются с ними по доступным для них вопросам. Дети с радостью проявляют инициативу, смело высказывают собственное мнение, родители часто являются для них лучшими друзьями, пользуются уважением и доверием. Демократический стиль общения способствует развитию оптимистических настроений, всестороннему развитию, реализации склонностей и способностей ребенка, такие дети более коммуникабельны и легче находят свое место в жизни. Место наказания в таких семьях занимает огорчение родителей, осуждение действий и поступков. Дети, как правило, адекватно реагируют на отношение родителей к их поведению и хорошо понимают оценку своего поступка, вырабатывая внутреннюю мотивацию к нравственности и дисциплине.

Авторитетный стиль воспитания позволяет достичь равновесия между контролем со стороны взрослых и детской независимостью. И, как результат достигнутого равновесия, такие дети более независимы, ответственны, уверенны в себе. Они, как правило, менее агрессивны, у них выше внутренняя самооценка, и они могут добиться больших успехов в жизни. Кроме того, в отличие от других детей, дети авторитетных родителей лучше подготовлены к жизни. Они с уважением относятся к взрослым, им присущи чувство ответственности и контроль над своими желаниями. Эти дети меньше подвержены разным плохим привычкам, фобиям, депрессиям или приступам агрессивности. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что одним из самых конструктивных стилей воспитания является авторитетный стиль.

1. Причины плохого поведения ребенка или базовые психологические (ошибочные) цели поведения ребенка (концепция Адлера–Дрейкурса)

Поведение ребенка – это отзеркаливание стиля вашего с ним общения и воспитания.

Ошибочные цели поведения ребенка можно переориентировать.

Плохое поведение условно делится на четыре основных категории, или цели, дающие информацию родителям к размышлению:

1. внимание

2. власть (борьба за власть)

3. месть (обида)

4. уклонение (показная неполноценность)

Чувства родителей при плохом поведении ребенка являются «индикатором» ошибочных целей ребенка.

Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.

Теперь у вас на руках есть важная таблица, к которой можно обратиться в конфликтной ситуации и определить, какую потребность хочет удовлетворить ваш ребенок, указывая своим плохим поведением, чего ему не хватает.

А главная потребность любого ребенка – потребность получить безусловную родительскую любовь.

4. Безусловная родительская любовь (эмоциональное принятие)

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. В родительской любви нуждается человек любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

Отсутствие или недостаток родительской любви имеет негативные последствия для личностного развития ребенка, нарушается умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и собственная неспособность к любви и привязанности, чувство внутренней пустоты. У таких детей формируется зависимое поведение. Такие люди личностно незрелы.

Потребность в безусловной родительской любви удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен вам, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «как хорошо, что ты у нас родился», «я рада тебя видеть», «ты мне нравишься», «мне хорошо, когда мы вместе»Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.

Формула, истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть», то есть это любовь без условий со стороны родителей.

Безусловно принимать ребенка - принимать своего ребенка таким, какой он есть, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто так, за то что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить» или «не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить). Не начнешь хорошо учиться (помогать по дому, слушаться)». Прислушаемся в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только если.».

Чтобы ребенок услышал про безусловную родительскую любовь,

известная доктор Вирджиния Сатир вывела такую формулу: она рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. В своих утверждениях она настаивала на том, что каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день. Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

Упражнение «Потребность в любви»

Присутствующие делятся на две группы. Одни - «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали?

Представьте чувства своих детей в момент получения отказа.

Чему научило вас это упражнение?

Высказывания участников.

Вывод по упражнению: думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы, понял что-то для себя. Вы почувствовали, что испытывает ребёнок каждый раз, когда ссылаясь на занятость или усталость мы отказываем ему в совместных занятиях или игре. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье.

Какие же способы выражения родительской любви вы используете? (Рассуждают родители)

Пять языков родительской любви

Психологи выделяют 5 “языков” родительской любви, “говоря” на которых родители могут в полной мере продемонстрировать свою любовь ребёнку. Эти пять языков родительской любви были описаны семейным психологом Гери Чемпеном. Рассмотрим их внимательнее:

1. Физический контакт. Физический контакт между родителями и ребёнком, это не только поцелуи, объятия и поглаживания, но ещё и простое дружеское похлопывание по плечу, прогулки за руку, шутливая “борьба” и прочее. Физический контакт крайне важен для детей, независимо от пола. Отцам, которые часто стесняются “сюсюкаться” с ребёнком, нужно помнить, что отсутствие простейшего физического контакта с одним из родителей может пагубно сказаться на психике ребёнка в дальнейшем. Через физический контакт родители передают детям мощный эмоциональный положительно окрашенный заряд.

2. Поощряющие слова. Почаще хвалите ребёнка (о том, как правильно это делать, можете прочитать здесь). Чаще говорите ему, как вы его любите. Слова “Я тебя люблю”, обращённые к ребёнку, благотворно влияют на детскую душу. Поменьше критики и грубых, оскорбительных слов – любое из них может очень болезненно ранить детское сердце. Если даже вы недовольны поведением ребёнка, не опускайтесь до оскорблений и резких упрёков, просто объясните ребёнку причину своего недовольства.

3. Безраздельное внимание. Проводите с ребёнком больше времени! Причём, следует не просто брать ребёнка с собой куда-то и потом не обращать на него внимания, следует проводить время с ребёнком в первую очередь качественно. И неважно, идёте ли вы с ним в зоопарк или просто сидите на диване, читая ему книгу. Показывайте ребёнку свою заинтересованность его жизнью, задавайте ему вопросы, но не лезьте насильно во все области его деятельности – и у детей должны быть свои маленькие секреты. Запомните, что близость обыкновенная (вы сидите рядом с ребёнком) ещё не равняется близости душевной.

4. Подарки. Подарки не обязательно покупать в магазине. Поверьте, ребёнка порадует и камушек с речки, особенно если вы расскажете про него красивую историю. Не ленитесь, упаковывайте подарки красиво – дети тянутся к красоте и намного более чувствительны к эстетике, чем взрослые. Чем сосредотачивать всё своё внимание на подарках, приуроченных к крупным праздникам, чаще делайте ребёнку неожиданные сюрпризы, которые в воспитательных целях можно приурочивать к положительным достижениям ребёнка и преподносить, как поощрение.

5. Помощь. Родительская любовь ещё проявляется в форме помощи ребёнку. Бытовые хлопоты и элементарная заботливость также относятся к этому языку любви. Вы продемонстрируете свою любовь, если поможете ребёнку убрать в комнате игрушки не с перекошенным от недовольства лицом, ворча, что он мог бы уже всё делать сам, а доброжелательно и с удовольствием.

Каждый ребёнок нуждается в одном языке любви больше, чем в другом. Кто-то очень любит обниматься и сидеть на руках, кто-то обожает, когда ему дарят подарки, а кто-то жить не может без болтовни с родителями обо всём на свете. Каким бы ни был ваш ребёнок, помните, что демонстрировать свою родительскую любовь можно на 5 разных языках, и лучше пользоваться ими всеми.

Чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные "заменители любви". Для ребенка это буквально : я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят: Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т. п.).

Душевное общение - это основа создания искренних, добрых отношений в семье, это профилактика семейных конфликтов, обид и еще многих проблем. Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым, нужным, желание что-то скрывать, замыкаться в себе или искать понимания на стороне отпадает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Притча Психологическая сказка Два дерева.

Однажды мудрец подарил человеку два семечка и сказал: «Из них вырастают вкусные и сладкие ягоды, но никто не знает, как за ними ухаживать. Поэтому посади одно семечко туда, где удобренная почва, много света и пусть оно растёт само по себе. А другое семечко посади рядом с домом и пусть это будет не лучшее место. Ухаживай за ним так, как будто это самое ценное в твоей жизни сокровище».

Через некоторое время семечки проросли и зацвели удивительными цветами. Человека радовали цветы, он всё больше сил и времени отдавал саженцу, которое росло около дома, удобрял почву, закрывая от снега и ветра, защищал от птиц. Шли годы, перед домом выросло роскошное дерево, на котором багровели гроздья ягод, они были сочные и сладкие.

Второй саженец, который был посажен в благодатную почву, рос сам по себе. Он расцвёл, взяв то, что дала ему природа. Спустя годы выросло дерево, оно было маленькое погнувшееся от ветра. Поклёванные птицами маленькие горькие ягоды, едва виднелись на побитых от дождя и снега ветках.

Человек пожалел это дерево, и стал также заботится о нём, как о том, которое росло возле дома. Уже через несколько лет сладкие ягоды с чудесных деревьев утоляли жажду, лечили недуги. Человек радовался тому, что вовремя исправил ошибку мудреца.

Эта сказка ещё раз показала нам, что только в любви, заботе и внимании могут расти наши дети. Родители должны находить время, чтобы заботиться о своих детях, охранять и защищать их от разных невзгод. Только любовь, терпенье, забота и огромный труд позволяют родителям вырастить достойных людей из своих детей. Каждый ребёнок должен быть уверен, что его всегда примут и поймут дома, таким какой он есть.

Удачи и успехов всем вам в воспитании и развитии детей! Надеюсь, наша встреча сегодня была полезной для всех нас и заставила хоть немного задуматься об отношениях с детьми, а может что-то изменить в этих отношениях и сделать их более позитивными

Надеюсь, что вы получили плоды. Приглашаю вас к дереву – символу…

Упражнение дерево

Яблоко от яболни далеко не падает. Это про генетическую наследственность. Но так как мы биосоциальные, то много зависит и от внешних условий, т. е. воспитания, И сегодня мы приобрели необходимые знания для того, что правильно взращивать благодатнее плоды.

А сегодня вы получили знания – это и есть плоды нашей встречи. Перед вами лежат плоды яблочки разной окраски, символизирующие степень эффективности нашей встречи:

Красное – считаю, что данные знания пригодятся

Желтое – существуют сомнения

Зеленое – жалею, время было потрачено зря.

Публикации по теме:

Круглый стол с родителями «Нужен ли ребенку спорт?» «Нужен ли ребенку спорт?» Форма проведения : круглый стол Цель: понимание необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни.

Круглый стол «Береги здоровье смолоду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 муниципального образования Ейский район станица Ясенская.

Круглый стол «Дети 21 века: проблемы и перспективы»Круглый стол «Дети 21 века: проблемы и перспективы» Объединение усилий общественных организаций, широких слоев населения, людей неравнодушных, душой болеющих за будущее детей, позволяет усилить.

Круглый стол для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком» Круглый стол для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком» «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Круглый стол «Мы выбираем жизнь без наркотиков!» Возрастная категория: дети 11 – 17 лет. Цель: продолжить формирование стремления на здоровый образ жизни, высоко функциональные стратегии.

Круглый стол «Пожелаем друг другу добра» Тренинг «Пожелаем друг другу добра» Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение.

Круглый стол с родителями «Будем помнить!» Вход детей и родителей, садимся полукругом. Музыкальный рук. Дорогие наши гости, ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной.

Круглый стол «Уроки для взрослых и детей» Круглый стол на тему: «Уроки для взрослых и детей» (по правилам дорожного движения) Вступительное слово воспитателя. Здравствуйте уважаемые.

Круглый стол «В счастливой семье — счастливый ребенок» СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «В СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЕ – СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК» Цель: • Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Общение педагогов и родителей» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 22:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Егорова (УИ 695441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД