Алена Хвощина
Патриотический час «Учителя — герои ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых ребят
С фотографий увядших глядят…
Евгений Агранович
Все дальше в прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны. Но в сердцах людей живет и всегда будет жить слава героических дел нашего народа, отстоявшего свою свободу и независимость в той далекой войне. Пройдут века, но наши потомки, как и мы, будут с гордостью носить в своих сердцах светлую память о несгибаемом мужестве, сплоченности и героическом подвиге тех, кто отстоял Родину и спас мир от фашистского порабощения.
Публикация «Патриотический час „Учителя — герои ВОВ“» размещена в разделах
Врагу не удалось сломить дух нашего народа, поколебать его волю к борьбе за святое дело свободы. Сплотившись перед лицом смертельной опасности, забыв о собственных невзгодах, трудностях и лишениях, на защиту Отечества поднялись все, как один. В борьбе с ненавистным врагом объединились представители всех социальных слоев общества: рабочие, крестьяне, воины Красной Армии и Флота, управленческие и хозяйственные кадры, врачи, учителя, инженеры, деятели науки, культуры и искусства, коммунисты и беспартийные, люди всех профессий, возрастов и национальностей. Люди отдавали все свои силы, не щадили своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом. Именно поэтому эту войну называют Великой Отечественной.
Хорошо известно, что во все времена труд учителя для государства имел и имеет сегодня особое значение. Чтобы государство было сильным, а общество могло успешно развиваться, необходима всеобщая образованность населения, а также высокая профессиональная подготовка специалистов всех направлений, основы которой закладываются в стенах школы. Перед войной советская школа по уровню подготовки выпускников занимала одно из ведущих мест в мире. Отличительной чертой советской школы того периода является то, что наряду с обучением школьников шел целенаправленный процесс воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания в духе патриотизма.
В годы Великой Отечественной войны значительная часть учителей была призвана в Вооруженные Силы СССР и сражалась с врагом на фронте. Многие учителя ушли на фронт добровольно. Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат.
В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. Учителя в боях показывали пример отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Но и в самых сложных боевых обстоятельствах учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем, словом и делом воодушевлял бойцов на подвиги, учил искусству побеждать врага. Вряд ли найдется такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, среди активных участников которого не было бы учителей. Гордостью дивизий и полков, батальонов и рот были на фронтах многие учителя!
Мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых были и учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь школе, воспитанию подрастающего поколения. Это люди, у которых самая мирная профессия, несущая людям свет, радость и счастье. Но в годы Великой Отечественной войны многие саратовские учителя оставили свое любимое дело и ушли на фронт добровольно.
Так, с первых дней войны воевал на Юго-Западном фронте командир танкового взвода 30-го танкового полка 15-й танковой дивизии лейтенант Ерохин Алексей Ефимович (уроженец город Балашова). До войны он работал учителем в сельскохозяйственном техникуме в городе Балашове. В сентябре 1941 года он был назначен командиром танковой роты 1-го отдельного танкового батальона (Юго-Западный фронт). В дальнейшем служил в различных танковых частях Западного и Северо-Западного фронтов, несколько раз был ранен. Награжден орденом Красной Звезды – за выполнение боевого задания под Невелем на высоте «Птахино» (июль 1943 года) и медалью «За отвагу» – за успехи в боях за город Невель (октябрь 1943 года).
Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает севастопольская оборона, длившаяся 250 дней, в ходе которой проявили невиданное упорство и массовый героизм защитники Севастополя. В рядах защитников Севастополя находились и саратовские учителя. Вместе с Бочковым Петром Ивановичем (родившийся в 1921 году в селе Сухой Отрог Балаковского района Саратовской области) за Севастополь сражался учитель Демченко Федор Николаевич, 1915 года рождения, из села Петрово Аткарского района Саратовской области.
В боях под Харьковом сражались: топограф 116-го гаубичного артиллерийского полка резерва Главного Командования Дворцов НиколайГригорьевич, уроженец села КуриловкаНовоузенского района Саратовской области (до войны Николай Григорьевич работал учителем в селе ЦаревщинаБалтайского района Саратовской области); танкист 131-й танковой бригады старшина Ануфриенко Иван Иванович 1921 года рождения, уроженец села Таловка Калининского района Саратовской области.
В числе 120 тысяч воинов-саратовцев, защищавших Сталинград, были и саратовские учителя : старший лейтенант Антипов КонстантинМихайлович, офицер 59-го артиллерийского полка, 1915 года рождения (до войны проживал и работал в селе Синодское Воскресенского района Саратовской области); рядовой Аристов Владимир Родионович – писарь штаба 577-го стрелкового полка 205-й стрелковой дивизии, 1920 года рождения, уроженец села Подгорное Романовского района Саратовской области.
В 1975 г. Саратовский областной институт усовершенствования учителей возглавил Балабанов Никита Максимович, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения РСФСР; заслуженный учитель РФ, ветеран труда. Н. М. Балабанов был награжден орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями Жукова, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Из воспоминаний ветеранов института:
«Никита Максимович прошёл через все тяготы Великой Отечественной войны, но не очерствел душой: это человек доброжелательный, чуткий, внимательный к заботам своих сотрудников. Он всегда умел выслушать, поддержать и помочь. Коллеги с восхищением вспоминают его организаторский талант: не имея кисти руки, он всегда принимал участие в субботниках, трудовых десантах вместе со своим коллективом, поднимая командный дух. Никита Максимович был грамотный руководитель и профессионал своего дела, многим помогал писать диссертации, но сам так и не защитился. Несмотря на это в педагогических кругах его называли «профессор», и это было справедливо!
Тактичный и интеллигентный, он для многих являлся образцом человека высокой культуры».
Война - это самое ужасное, самое трагичное и беспощадное время, оно унесло тысячи жизней и поломало более миллиона судеб. Память о ней не имеет срока давности — она вечна.
За чистое небо и ласковое солнце над головой, за то, что мы живем без войны, учимся, работаем и наслаждаемся жизнью, мы благодарны нашим ветеранам, в чьих рядах стояли и люди с указкой и огромной любовью к детям. Эти люди прошли через множество трудностей и нелегких испытаний во время войны, но, не смотря на это, после нее они посвятили свою жизнь школе, что, на мой взгляд, также является большим подвигом.
В стихотворении Елены Киселевой «Сорок тополей» есть такие строки:
Четыре года в сапогах солдатских!
Дошел учитель до чужих границ.
Мечтал обнять своих ребят по-братски,
Увидеть вновь улыбки милых лиц.
И обнял, и увидел улыбки детворы
Учитель, сменивший автомат на указку!
Жизнь каждого из этих педагогов-героев была их главным уроком, уроком высокого мужества. И продолжилась жизнь, потому что учитель, стоящий у доски, - это и есть символ продолжения жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед! Сохранить память о каждом защитнике Отечества – наш с Вами общий долг.