Наталья Петровна Мерзликина
Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
«СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
Свою работу опытный педагог всегда строит на методически грамотной организации сотрудничества с родителями, так как именно организация взаимодействия педагога и родителей является важным фактором успешной работы по воспитанию подрастающего поколения.
Публикация «Консультация для педагогов „Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения“» размещена в разделах
Родители, как и педагоги, хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. В своей практике я убедилась, что родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем я получаю много нужных и полезных советов от них.
Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций, узнать больше об интересах и традициях семей.
Формирование сотрудничества родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Поэтому, в своей работе я стараюсь с первых дней присутствия детей и родителей в моей группе объединить всех в один сплоченный коллектив.
Все мы знаем, что преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит нам - педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. В своей работе я показываю, что атмосфера взаимодействия направлена на укрепление взаимопонимания между нами, а, мое общение с родителями свидетельствует о том, что я нуждаюсь в родителях, в объединении усилий, что родители - мои союзники, и я не могу обойтись без их совета и помощи.
Мне, как педагогу со стажем знакомо, что не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Я думаю, что сначала следует начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично мы будем вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей - единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
В своей группе, для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми, я стараюсь представить коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в детском саду и в семье.
Я считаю, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Моя работа по привлечению родителей к деятельности детского сада основана на методике, которая включает три этапа:
• первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
• второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
• третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно - деятельностный подход.
Работая по этой методике, я создала систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
В первый блок входит педагогическое просвещение родителей, основными задачами которого является повышение педагогической грамотности родителей. Формы работы, которые я использую:
• Консультации и лекции
• Моя проектная деятельность «Пою, моё Отечество!»
• Семинары
• Открытые мероприятия
• Конференции, практические занятия, творческие группы по интересам
• Педагогические советы
• Родительские собрания
Во второй блок входит работа по включению родителей в деятельность детского сада, основными задачами которого является создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности нашего учреждения. Использую следующие формы работы :
• Конкурсы и викторины, совместные мероприятия, мастер-классы
• Тренинги с педагогом-психологом
• Спортивные соревнования
• Праздники и развлечения
• Театральные фестивали
В нашей нелегкой работе важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и в семье. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость, а самое главное – заинтересованность самого педагога в своей работе, любовь и забота о наших детях.