Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…»

Елена Пак
Консультация для педагогов «Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…»

"Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации в современном обществе"

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н. И. Пирогов

Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…“» размещена в разделах

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества

С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективна социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, гражданскую позицию является главной задачей образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучат так:

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к самому себе,

-обладает чувством достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей;

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Необходимым условием нравственного развития детей дошкольного возраста является

1. методическое обеспечение

Приведем несколько примеров современных методик и технологии социализации дошкольников:

Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка) ;

Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков) ;

- С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие) ;

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед) ;

И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей).

2. Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах детской деятельности:

в игровой: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр- забав. В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений

театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

3. Развивающая предметно-пространственная среда, в которой растёт и развивается ребёнок, имеет первостепенное значение, так как на этом пути для него главным примером для подражания является взрослый. Своим образцом поведения он закладывает у ребёнка основные морально-нравственные нормы. А чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их ценными, то педагог использует методы и приёмы формирования нравственных представлений и умений. Такие как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, личный пример.

Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной для них. Детей можно заинтересовать: красочностью будущего результата, возможностью овладеть новыми умениями, особыми приемами постановки задач педагогом, возможностей детей, уверенностью в успехе. Возникновение успеха побуждает к настойчивости и воспитывает умение не бросать начатое, достигать цели. Наличие же разного рода затруднений создает условия для накопления опыта. Труд в природе является, важным и обязательным компонентом в развитии творческих способностей ребенка, необходимым средством формирования нравственных качеств.

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться.

Консультация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка» " Создание условий для успешного развития и воспитания.

Важность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культурыВажность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культуры Скажите, пожалуйста, кто знает историю своего языка? Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети,.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи в соответствии с ФГОС» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности» Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности».Играть мы любим очень: Вы знаете друзья! Без игр.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр» РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР. «Маленькие дети…играют, как птица поет». Н. К. Крупская. Нравственное.

Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речиСоздание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ Бакламенко Олеся Николаевна старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка», Выдра Ольга Викторовна педагог – психолог, МБДОУ «ЦРР – ДС.

Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра и коррекции традиционных подходов к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…»
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 09:41
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД