Евгения Чеснокова
Консультация для педагогов в ДОУ «Этнокультурное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Зарубежный специалист по межкультурной коммуникации М. Беннет, отмечает, что формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.) говорил:
«Любовь к родному краю, знание его истории - это основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества»
Атуальность.
Публикация «Консультация для педагогов в ДОУ „Этнокультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается
задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то все общее, чем жило человечество.
В ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. ( процессы: ООД, сотрудничество с родителями, сотрудничество с организациями, дополнительное образование, реализация программ ДО)
– Что такое ЭТНОКУЛЬТУРА?
Э тнос (греч. — народ) — группа людей, объединённых общими признаками (обним происхождением, языком, культурой, территорией проживания, самосознанием и др.
Этнос - это социальное объединение людей, которое имеет свою индивидуальную историю - культурологическую память, закрепленную в традициях, мифах, верованиях, обычаях и т. п.
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.
(Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.
Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.)
Работа по формированию этнокультурной компетентности дошкольников проводится в тесной взаимосвязи ДОУ и семьи.
Для этого нам, педагогам, необходимо:
Цель: создать педагогические условия, обеспечивающие формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в тесном взаимодействии с семьей.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Создать РППС с элементами полиэтнокультуры.
2. Приобщить детей к культуре своего народа через ознакомление с русской историей, культурой, обычаями, традициями.
3. Воспитывать у детей чувство любви, привязанности к семье, к малой Родине, стране.
5. Формировать представления детей об истории и культуре других наций и народностей.
6. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по формированию этнокультуры у детей.
7. Совершенствовать взаимодействие с социокультурными центрами нашего города.
Работа с детьми может включать:
В воспитательно-образовательный процесс педагоги включают следующие формы работы:
циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания; познавательные беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и самостоятельной формы работы с детьми;
самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых;
продуктивную творческую деятельность детей (очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности);
развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;
мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию дошкольников. Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли;
театрализованные представления. Именно в театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;
целевые прогулки. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений.
Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
Содержание деятельности с детьми:
Содержание работы с детьми: С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).
- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
- знакомство с русскими народными игрушками и играми;
- создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.
В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий. Экскурсии, посещение выставок, музея способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.
Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:
- привлечение родителей к проведению занятий;
- участие родителей в выставках совместного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- создание семейных альбомов;
- проведение совместных прогулок и экскурсий;
- проведение мастер-классов;
- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
РППС в поликультурном контексте позволяет: удовлетворить познавательные потребности детей,
• создавать ситуацию их эмоционального комфорта,
• обеспечить ощущение социальной защищенности,
• помогает в нравственном становлении и в гражданском самоопределении.
РППС группы может содержать:
- уголки по этнокультурному воспитанию детей (нравственно-патриотическому воспитанию, уголок родного края);
- центр продуктивного творчества, центр театрализации, выставки детского творчества.
- можно создать мини-музей «Русская изба» или мини-музей с элементами «Русской избы» (макет) - это имитация старорусского жилища, с основными деталями и предметами русской избы.
- дидактический материал (подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов, оформлены фотоальбомы;
- презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов;
- аудиотека фольклора народов России (стихи, песни, сказки);
- каталог (картотека) народных игр;
- для проведения фольклорных праздников и развлечений -детские национальные костюмы народов России
- центры краеведения, центры дружбы и понимания;
- Большое значение имеет обращение к народному искусству во всех его проявлениях – это песни, танцы, пословицы и поговорки, сказки, потешки…
- различные виды декоративно-прикладного искусства
Литература, источники, методические пособия…
В образовательной программе этнокультурное воспитание включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Основу данных разделов составляет устное народное творчество, большое внимание уделяется знакомству с образцами декоративно-прикладного искусства.
В практике работы ДОУ активно используется парциальная программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, ценностями, традициями, особенностями культуры.
ВЫВОД:
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.