Инна Козлова
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»
Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Важно заметить, что патриот умеет замечать проблемы своего государства и различными методами исправляет их!
Публикация «Консультация для педагогов „Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
И чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, должно осуществляться в интеграции всех образовательных областей. Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства и опыт, накопленный веками.
Патриотическая музыка в России возникла с рождением национальной государственности и воплотилась в жанрах :
-Гимн
-Кантата
-Марш
-Ода
-Патриотическая песня
Тематически патриотическая музыка всегда «привязывалась» к историческим событиям:
- Военным победам
- Государственным свершениям
- Именинам государей или их коронациям
- Юбилейным датам Отечества
Русская патриотическая музыка, как и любой вид искусства, несла в себе отпечаток той культурной, политической и религиозной жизни, которая была присуща обществу во время её сотворения.
Менялась страна - менялись и песни о ней. Начиная с сугубо религиозных мотивов и заканчивая песнями о революции и интернационализме, российская патриотическая музыка всегда отражала дух эпохи.
Патриотическая музыка - наиболее известные примеры
Российская Империя:
Иван IV Грозный. Стихиры на Преставление Святителя Петра, митрополита Московского и Всея Руси и на Сретение иконы Владимирской Богоматери
Гавриил Державин – «Гром победы, раздавайся»!
Дмитрий Бортнянский, на стихи Михаила Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе»
Музыка Генри Кэри на слова стихотворения Василия Жуковского — «Молитва русского народа»;
Музыка Львова, слова Жуковского — «Боже, царя храни»;
П. И. Чайковский — «Славянский марш»;
М. И. Глинка — «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;
СССР
Александр Мосолов — «Сталь», «На Днепрострое», «Завод»;
Юлий Мейту — «Братья Ульяновы», «Ярослав Мудрый», «Иван Грозный»;
П. Л. Лавров — «Рабочая Марсельеза»;
А. Гречанинов, К. Бальмонт — «Гимн свободной России»;
Пьер Дегейтер, Эжен Потье — «Интернационал»;
Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова, Г. А. Эль-Регистан «Государственный гимн СССР»;
Российская Федерация
Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова — Государственный гимн Российской Федерации;
Героические подвиги народа отражены в монументальных произведениях: операх “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”; ораториях “Александр Невский”, “На поле Куликовом”.
Музыкальному руководителю ДОУ необходимо использовать патриотическую музыку всех времен при ознакомлении детей с образом Родины.
Система работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, патриотических праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей.
Музыкальные произведения ненавязчиво, в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом, с бережным отношением к природе края.
Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду - хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных воинов!
Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы 9 Мая. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями войны и Победы. Ежегодно в ДОУ должны проводиться музыкальные мероприятия, приуроченные к Дню Победы.
Песни и музыка военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» В. Харитонова -Д. Тухманова, «Священная война» В. Лебедев-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургского, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословского.
Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении надолго останутся в памяти дошкольников и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут им стать патриотами своей страны.
День России 12 июня– это тоже патриотический праздник, который отмечает вся страна.
День России- символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Песни о России, мире, красоте родного края: “Моя Россия” Г. Струве, “Спасем наш мир” М. Джексон, “Давайте сохраним” муз. А. Черный, сл. Н. Старшинов, Прекрасное далёко” сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова, “Летите голуби” муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского, “Наш край” (То березка, то рябина) муз. Д. Кабалевский, сл. А. Пришелец и многие другие.
Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, но вполне выполнимой!
От того, какими глазами ребенок ДОУ увидит окружающий мир, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из исторического прошлого страны, зависит его становление личности, как гражданина России. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка с ранних лет проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
P.S.: И как всегда, в конце публикации приведу вам яркий пример патриотического воспитания с недавно прошедшего праздника " День защитника Отечества " в группах ДОУ. С детьми старших групп мы выучили песню " Шли солдаты на войну,защищать свою страну".Перед разучиванием песни я в каждой группе на музыкальном занятии провела беседу на тему : "Что такое Родина? Почему её надо любить, почему не надо стремиться уезжать заграницу,когда вырастишь".
И вот мы с воспитателями учили, учили эту песню с января и на занятиях, и в группах и однажды, идя по коридору сада, я вдруг услышала,как дети шагают на физкультуру и поют громко, чисто, выразительно "Пой, живи Россия! И под небом синим расцветай любимый край дорогой! Нет на свете краше,чем Россия наша и другой сторонки нету такой!"
На моих глазах выступили слёзы восхищения, что дети идут и так славно,дружно поют эту патриотическую песню!Но самое интересное, что поют-то с удовольствием и с гордостью за свою Родину.
А потом слышу я - на улицу одеваются и опять поют эту песню, на "взвешивание" к медсестре идут - опять поют дружно всей группой " Скинем грозного врага за родные берега! Эти тоже будут знать, как с Россией воевать!"