Млада Сидорова
Консультация для педагогов «Весёлая классика»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Весёлая классика»
До сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то скучное, грустное, слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха. Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора.
Публикация «Консультация для педагогов „Весёлая классика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Юмор в музыке многолик. Безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм оказываются подвластны перу композитора. Богато жанровое разнообразие имеющих отношение к юмору музыкальных произведений: комическая опера (опера-буффа, комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо» и др. Кроме того, музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических.
Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.
Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта: нарочито введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты; неоправданное паузирование; неуместное усиление или затухание звучности; включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала; подражание легко узнаваемым звукам; шумовые эффекты и многое другое.
Веселые проделки позволял себе Гайдн. Вспомним, например, историю исполнения Симфония №45 Гайдна, названную им «Прощальная» – это своеобразная музыкальная просьба о повышении жалованья. Когда музыканты играют эту симфонию, к концу они потихоньку уходят и на сцене остаются только 2 первые скрипки. Когда и они доигрывают, то гасят свечи и покидают сцену вслед за остальными. Таким образом Гайдн намекнул Графу Эстерхази, что будет с оркестром, если он не поднимет музыкантам зарплату.
А однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах. Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми. И все это со спокойными лицами…
Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности: речитатив secco («сухой»); комическая скороговорка; нарочитая простота мелодического рисунка; многократные повторения мелодических и гармонических оборотов. Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила»).
А в опере Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина «Золотой петушок», поставленной в 1908 году, вскоре после первой русской революции, царь Додон в «муках творчества» выдавливал из себя любовное признание на мотив песенки «Чижик-Пыжик». Это было и смешно, и невероятно смело — и потому положило начало череде «эзоповых» протестов деятелей искусства против режима как явления.
В более безобидном контексте — как озорное ребячество — использовал похожий прием Дмитрий Шостакович в Первом концерте для фортепиано с оркестром, первая часть которого начиналась с интонаций «Аппассионаты» Людвига ван Бетховена — не без намека на известную ленинскую фразу «Ничего не знаю лучше Аппассионаты». В задорном финале Концерта цитата из Ре-мажорной сонаты Й. Гайдна весело соседствовала с мотивами уличных песенок про «Цыпленка жареного» и «Отличные галоши».
В дальнейшем юмор Шостаковича приобрел более мрачную окраску, приблизился к гротеску и политической сатире: в его зрелых сочинениях периодически возникали ритмы еврейского танца фрейлахс или интонации грузинской песни «Сулико», напоминавшие о жертвах сталинских репрессий и о периодических гонениях на евреев в СССР. Пародийно-сатирический характер носил и эпизод нашествия из первой части Седьмой симфонии Шостаковича: нарочитая тупость и механистичность темы этого эпизода стала музыкальной карикатурой на врага.
Противоположность этим шуткам — чисто музыкальный юмор, восприятие которого основано на тонких ассоциациях, заложенных композитором в музыку в надежде, что мы их поймем и оценим. Характерный пример такого юмора — сюита «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса с подзаголовком «Большая зоологическая фантазия».
В 14 пьесах «Карнавала животных» композитор применял самые разнообразные юмористические приемы. Одним из них было звукоподражание, популярное у французских музыкантов еще со времен барокко: например, забавное кудахтанье и кукареканье в пьесе «Куры и петухи», трогательный голос «Кукушки в чаще леса» и нарочно противные крики осла в пьесе «Персонажи с длинными ушами» — которые мастерски изображали инструменты симфонического оркестра.
Другим юмористическим приемом этого цикла было использование мелодических, тембровых и других контекстных ассоциаций. В частности, звучание известных мелодий в необычном изложении. Так, например, тягучая тема пьесы «Черепахи» на поверку оказалась замедленной версией самого знаменитого французского канкана из оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Или пьеса «Ископаемые», в которой на протяжении около полутора минут в темпе Allegro ridicolo («насмешливое» аллегро) звучат темы из «Пляски смерти» самого Сен-Санса в изложении ксилофона, изображающего стук костей пляшущих скелетов; известной французской песенки «Ah, vous dirai-je, maman!»; а также каватины Розины из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Особо ироничной получилась пьеса Сен-Санса «Пианисты». Эти «страшные звери» его музыкального зоопарка изображаются при помощи двух роялей, на которых исполнители нарочито неумело, но занудно-настойчиво разыгрывают гаммы и упражнения.
Животных ли вообще изобразил К. Сен-Санс или это музыкальные шаржи на людей? Кто знает?
Другой пример музыкальной сатиры - "Классическая симфония" С. Прокофьева – выдающаяся имитация симфоний Гайдна. По форме это настоящий Гайдн. Только у Прокофьева сюрпризы, неожиданные усиления звука, паузы, элегантные мелодии – все преувеличено. И очень часто вкрадывается в музыку что-то очень тонкое – маленькая неверная нотка или одно слишком сильное или неожиданно слабое ударение, а затем все идет правильно, словно ничего не случилось. Тут намек, легкий привкус очень современной музыки, который кажется несовместимым с музыкой XVIII столетия, которой подражает Прокофьев. Вот эта комбинация преувеличений и несовместимого и делает музыку Прокофьева такой смешной.
Предлагаю вам поднять себе и близким настроение прослушиванием шуточной музыки классиков, который, безусловно, может быть продолжен.
Список произведений для прослушивания:
1. И. С. Бах «Шутка», «Кофейная кантата»
2. Л. Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша»
3. Ж. Рамо «Курица»
4. В. А. Моцарт «Музыкальная шутка», «Турецкое рондо», Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», «Маленькая ночная серенада»
5. Дж. Россини «Кошачий дуэт», Увертюры к операм «Севильский цирюльник» и «Сорока-воровка», «Тарантелла»
6. Р. Шуман «Юмореска»
7. Ф. Шопен «Вальс минутка»
8. Э. Григ «4 юморески для фортепиано»
9. А. Дворжак «Восемь юморесок»
10. К. Сен-Санс «Карнавал животных»
11. Э. Сати «Вялые прелюдии для собаки», «Бюрократическая сонатина», «Изысканные вальсы пресыщенного жеманника»
12. М. И. Глинка «Марш Черномора»
13. М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», Романс «Блоха»
14. С. Рахманинов «Итальянская полька»
15. И. Стравинский «Кошачьи колыбельные песни», «Цирковая полька для молодого слона»
16. Р. Щедрин «Юмореска», «Озорные частушки»
17. С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», Юмористическое скерцо для 4 фаготов, «Шествие кузнечиков»
18. Д. Кабалевский «Шуточка», «Танец молодого бегемота», «Клоуны», «Три подружки»
19. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Сюита «Сказка о попе и работнике его Балде»