любовь епифанова
Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы взаимодействия
семьи и детского сада.
Подготовила:
воспитатель
Епифанова Л. П.
Январь, 2020г.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
По мнению ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества.
Согласно статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом.
Одно из направлений работы нашего ДОУ - взаимодействие с родителями
В «Словаре русского языка» С. Ожегова слово «взаимодействие» объясняется как взаимная поддержка.
Взаимодействие – совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, эффективно организованное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого нужен ряд специфических условий:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- учет индивидуальности каждой семьи : возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
- использование разнообразных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей,
- систематичность и последовательность в работе с родителями,
- соблюдение педагогического такта.
Критерии, по которым можно оценить эффективность взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
1. Уровень компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей
- Умение планировать работу по взаимодействию с семьей на основе анализа предыдущей деятельности, типа семьи, ее интересов, нужд и потребностей
- Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики : выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала
- Умение строить оптимальное общение с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
-Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы
- Умение вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада
2. Уровень сформированности условий для включения семей в образовательное пространство детского сада
- Наличие нормативных правовых документов, которые регламентируют функции, права и обязанности семьи и детского сада
- Наличие банка данных педагогического опыта семей
- Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия детского сада с семьями разных категорий
- Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в детском саду
- Полнота информации о целях и задачах детского сада в области воспитания, обучения и оздоровления детей
- Степень осведомленности родителей о специфике образовательного процесса, достижениях ребенка и проблемах в его развитии, условиях безопасного пребывания в детском саду
- Информированность о видах образовательных услуг в детском саду
- Удовлетворенность стилем взаимоотношений в системах : педагог – родитель; педагог – ребенок
- Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления детей
- Удовлетворенность содержанием знаний и умений по практике семейного воспитания, которые родители получают в детском саду
- Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах
- Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе
- Удовлетворенность уровнем подготовки детей к школе.
4. Степень эффективности взаимодействия детского сада и семей воспитанников
- Рост воспитательного потенциала семьи
- Положительные изменения характера внутрисемейных отношений
- Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей
- Активная субъектная позиция родителей
- Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей
- Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива
- Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам как показатель их педагогической компетентности
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них
Рекомендации воспитателям по общению с родителями:
- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
- нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых темах, если в процессе общения идет обогащение своего информационного багажа. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
Мы применяем в работе с родителями эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями : мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т. д.
Мы готовы изучать трудности и потребности в воспитании дошкольника каждой семьи, осуществляя инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива через самообразование, проектную деятельность и другие формы повышения педагогического мастерства.
В современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
- ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
- использовать разнообразные формы и методы образования родителей.
- делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.
- учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.