Ирина Коршунова
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида»
ДОКЛАД
на тему:
«Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО.
Виды здоровьесберегающих технологий.»
Подготовила:
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 КВ»
Коршунова И. И.
Публикация «Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО, Виды здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровьесберегающие технологии – это стстема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесбережения :
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО :
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
4. Интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6. Использование простых и доступных технологий;
7. Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
9. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
Условно здоровьесберегающие технологии подразделяются на два вида: реализуемые в деятельности ДОО и реализуемые в деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые педагог использует непосредственно при организации воспитательно-образовательного процесса, разделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья у детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании классифицируются по разным основаниям. Рассмотрим классификацию, предложенную В. А. Деркунской. Автор выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей. Коротко охарактеризуем их.
1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств. К ним относятся:
- мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и контроль за ним;
- организация физического воспитания и развития дошкольников;
- закаливание;
- проведение профилактических мероприятий в детском саду;
- контроль и помощь в соблюдении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребёнка : развитие психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливание. К ним также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своём здоровье и др. В реализации этих технологий участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги ДОО, которые осуществляют эту работу на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, свободной деятельности детей, ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком т др.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий – обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми как в детском саду, так и в семье.
В их реализации принимают участие психолог (посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты ДОО в текущем педагогическом процессе ДОО. К технологиям обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОО.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на формирование культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
5. Технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и др.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО прежде всего технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников.
Цель данных техологий – формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности. Последняя позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. Например, по характеру действия выделяют четыре их вида:
1) защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий;
2) компенсаторно-нейтрализующие технологии, направленные на восполнение недостатка в том, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или нейтрализацию негативных воздействий в тех случаях, когда полностью защитить человека то них не представляется возможным. К ним относят физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере смягчающие неблагоприятное воздействие статичности занятия, недостаточности физической нагрузки; эмоциональные разрядки или «минуты покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение;
3) стимулирующие технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния;
4) информационно-обучающие технологии, обеспечивающие необходимый для эффективной заботы о здоровье уровень знаний, помогающие в воспитании культуры здоровья. К ним относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные всем субъектам образовательного процесса.
Особый интерес представляют здоровьеформирующие технологии, которые понимаются как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно, использовать разные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.
Таким образом, сегодня в ДОО большое внимание должно уделяться здоровьесберегающим образовательным технологиям, направленным на решение главной задачи дошкольного образования – сохранение, поддерживание и укрепление здоровья детей. Кроме того, серьёзной задачей служит и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья дошкольников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью своему и окружающих людей.
Литература:
1. Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских, В. Г. Барабаш. Статья: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Ж/л «Стандартизация и вариативность дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. Издательство: ТЦ СФЕРА. : 2016. с 103 - 107