Получи документы

Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий

Ирина Коршунова
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

ДОКЛАД

на тему:

«Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО.

Виды здоровьесберегающих технологий

Подготовила:

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 КВ»

Коршунова И. И.

Публикация «Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО, Виды здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии – это стстема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесбережения :

- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.

Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО :

1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;

2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;

4. Интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

6. Использование простых и доступных технологий;

7. Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;

8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;

9. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.

Условно здоровьесберегающие технологии подразделяются на два вида: реализуемые в деятельности ДОО и реализуемые в деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые педагог использует непосредственно при организации воспитательно-образовательного процесса, разделяются на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья у детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании классифицируются по разным основаниям. Рассмотрим классификацию, предложенную В. А. Деркунской. Автор выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей. Коротко охарактеризуем их.

1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств. К ним относятся:

- мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и контроль за ним;

- организация физического воспитания и развития дошкольников;

- закаливание;

- проведение профилактических мероприятий в детском саду;

- контроль и помощь в соблюдении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОО.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребёнка : развитие психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливание. К ним также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своём здоровье и др. В реализации этих технологий участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги ДОО, которые осуществляют эту работу на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, свободной деятельности детей, ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком т др.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий – обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми как в детском саду, так и в семье.

В их реализации принимают участие психолог (посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты ДОО в текущем педагогическом процессе ДОО. К технологиям обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОО.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на формирование культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

5. Технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и др.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО прежде всего технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников.

Цель данных техологий – формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности. Последняя позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. Например, по характеру действия выделяют четыре их вида:

1) защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий;

2) компенсаторно-нейтрализующие технологии, направленные на восполнение недостатка в том, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или нейтрализацию негативных воздействий в тех случаях, когда полностью защитить человека то них не представляется возможным. К ним относят физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере смягчающие неблагоприятное воздействие статичности занятия, недостаточности физической нагрузки; эмоциональные разрядки или «минуты покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение;

3) стимулирующие технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния;

4) информационно-обучающие технологии, обеспечивающие необходимый для эффективной заботы о здоровье уровень знаний, помогающие в воспитании культуры здоровья. К ним относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные всем субъектам образовательного процесса.

Особый интерес представляют здоровьеформирующие технологии, которые понимаются как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно, использовать разные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.

Таким образом, сегодня в ДОО большое внимание должно уделяться здоровьесберегающим образовательным технологиям, направленным на решение главной задачи дошкольного образования – сохранение, поддерживание и укрепление здоровья детей. Кроме того, серьёзной задачей служит и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья дошкольников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью своему и окружающих людей.

Литература:

1. Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских, В. Г. Барабаш. Статья: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Ж/л «Стандартизация и вариативность дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. Издательство: ТЦ СФЕРА. : 2016. с 103 - 107

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях.

«Виды здоровьесберегающих технологий и их использование в ДОУ» Кто не ценит собственного здоровья, Тот меньше заботится и о других людях. В. М. Шепель Современная система образования претерпевает сегодня.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможность их применения «ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ». Охрана жизни и укрепление физического и психического.

Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельностиЭффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности Детский сад «Солнышко» структурного подразделения МАОУ Южно-Дубровинской СОШ Автор : Раскенова Асель Магижановна музыкальный руководитель.

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологийПонать природу игры, её поразительный.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. .

Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности в ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный.

Презентация «Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды организованной деятельности детей в ДОУ» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности ДОУ «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 3 марта 2019 в 14:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД