Екатерина Боброва
Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята».
«Русская народная мудрость о воспитании».
Подготовил воспитатель :
Боброва Е. В.
Публикация «Консультация для родителей „Русская народная мудрость о воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Устное народное творчество. .Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили из поколения в поколение вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. В наличниках и коньке, тонком деревянном полотенце, украшавшем избу, плотник творил фантастических зверей и птиц, цветы и травы. Ковш для питья напоминал утицу. Прямо с расписной прялки скакали деревянные кони, а праздничные сапоги, сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати.
Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ - величайший педагог - мыслитель, педагог - практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность - всё слилось в поэтическом голосе народа. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю. И задача эта ученых - педагогов, их долг - осмысливать и классифицировать все ценное, что создано народом за его многовековую историю в области воспитания детей.
В. Г. Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской, практической философией народа». И не только5с «философией», но и с «поэзией души народа». К. Д. Ушинский отмечал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В них отразились все стороны жизни народа : домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Обратим внимание на высказывания о сущности счастья. Ведь именно в связи с этой философской проблемой ставились и решались конкретные вопросы воспитания детей. На извечный вопрос: «Для чего надо воспитывать детей?» Народ отвечал : «Для счастья! Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми».
Счастье и радость, по воззрению русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была полна горница детей. Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает : «Добрые дети - дому венец, а плохие дети - дому конец». Точнее, ярче, образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а с большими детьми и сам не уснешь».
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное-воспитание - одна из непереходящих ценностей. «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости.
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях, верно подметил, что «детушек воспитать - не курочек пересчитать».
Извечный и основной вопрос педагогики: каким и кем будет сын или дочь. Целесообразнее всего начать осмысление основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности. «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься». Одна из педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом их возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь». Однако многовековой опыт заставил народ усомниться во всесильности воспитания. Была подмечена немаловажная роль наследственного фактора и зафиксирована в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки»
Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? Трудно их классифицировать, ибо воспитательный идеал народной педагогики включает в себя не один десяток самых различных качеств. На первое место ставит здоровье: «Здоровье всему голова», «Береги платье снова, а здоровье смолоду».
Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье: «Умеренность - мать здоровья», «Живи умом, так и лекарств не надобно».
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба по камню»
В пословицах и поговорках нашли свое отражение также деловитость, изобретательность и мастерство русского человека : «Каков мастер - такова и работа».
Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культуру речи до чувства чести и собственного достоинства. Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда - светлее солнца».
Естественно, возникают вопросы: какие методы воспитания рекомендуются народной педагогикой? Какие условия необходимы и какие средства целесообразны в формировании личности? Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. Трудно сказать, какому разделу вузовской программы по педагогике следует отнести влияние родителей. В пословицах и поговорках отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму- разуму учат, да «сердцем награждают». «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит». Пример родителей - лучшая школа для детей, известная прописная истина: «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы».
Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую накопил народ за его многовековую историю.
Хочется отметить еще один аспект русской народной педагогики. Речь идёт о самовоспитаний. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая и слава пойдет», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».