Светлана Ивановна
Консультация для родителей «Читайте детям сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Читайте детям сказки!»
– Ума не приложу, что делать: в садике на него жалуются, дома тоже не слушается, в детской комнате точно Мамай прошелся.
– А моя такая капризная стала! По поводу и без – в слезы, с младшим вечно скандалит: телевизор "поделить" не может…
Привычная тема родительских разговоров, не правда ли?
Публикация «Консультация для родителей „Читайте детям сказки!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
И в самом деле, что же делать со странностями поведения ребенка? Может провести назидательную беседу, наказать, лишив просмотра любимого "Лунтика", или пообещать подарок в надежде на исправление? А может просто рассказать сказку, как советуют психологи?
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка - очень действенный инструмент в воспитании ребенка.
Попробуйте быстро и доходчиво, без негативных (пугающих) оттенков объяснить ребенку, почему важна дружба и взаимопомощь. Проблематично подобрать понятные ему аргументы? А вот если рассказать "Терем-теремок", то он играючи "запишет на подкорку" азбуку общежития. С помощью сказок "Три поросенка" или "Колобок", так любимых малышами, можно разъяснить очень серьезные понятия: тут вам и наглядная иллюстрация, как коварна бывает беспечность (веселиться как Ниф-Ниф с Нуф-Нуфом, конечно, здорово, но о деле забывать никак нельзя, и мысль о том, как важен надежный дом, семья. Можно, придумав вместе разные варианты развитие действия, "прописать" даже целую стратегию борьбы с опасным противником: с одним нужна сила, с другим – хитрость, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с пятым – без помощи друзей не обойтись…
Рассмотрим ситуацию: отдыхаете вы на даче вместе с дочкой лет пяти (да возраст здесь значения особо и не имеет). Она с соседскими детьми как обычно играет во дворе, но в какой-то момент вы видите, как ребенок, нахохлившись, сидит в сторонке от компании. На вопрос что случилось, девочка отвечает, что ребята толкаются, кидаются песком, а ей это не нравится. "Почему ты им не сказала об этом или меня не позвала?" "Они меня не слушают, а ябедничать нехорошо". Наверное, сразу заострять внимание и не стоит, ведь, возможно, дети уже через пять минут снова будут играть, как ни в чем не бывало. Но если реакция дочки вас обеспокоила, то позже – найдя подходящий момент – расскажите ей сказку «Кот, петух и лиса» : о петушке, которого похитила лиса, и коте, пришедшем на выручку. И обязательно подчеркните, что просить о помощи и ябедничать – вовсе не одно и то же. Да и у каждого случаются неприятности, с которыми не получается справиться самостоятельно.
Например, читая сказку «Гуси - лебеди», ребёнок поймёт, как важно слушаться старших. Для урока взаимопомощи подойдёт сказка «Репка».
Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в дошкольном возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.
Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему, воспитываете своего малыша на примере положительных героев, учите доброте, преданности, уважению. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло.
Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Как правильно читать ребёнку сказку :
1. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку.
2. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
3. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
6. Очень полезно после прочтения поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества. Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки :
«Репка» обр. К. Ушинского;
«Колобок» обр. К. Ушинского
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Маша и медведь» обр. М. Булатова;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;
«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;
«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.
Уважаемые родители! Читайте детям сказки!
Откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!