ольга зубкова
Консультация для родителей детей, посещающих группу раннего возраста, «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об особенностях адаптации детей к детскому саду.
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества детей складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.
Публикация «Консультация для родителей детей, посещающих группу раннего возраста, „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.
Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательно эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.
Поэтому мне сегодня хотелось бы рассказать вам о критериях адаптации, о трудностях в адаптационный период и дать некоторые рекомендации по данной теме.
Вначале я хотела бы остановиться на психологических особенностях детей раннего возраста : в этом возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера детей раннего возраста только формируется, поэтому чувства и отношения у ребенка меняются в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Поэтому предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В раннем возрасте ВВД является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики ребенка. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Оценка, которую дают взрослые малышу, и формирует первые представления ребенка о себе, т. е., первая самооценка. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его. (Неудовлетворенность в себе и снижение желания к любой деятельности).
Для малыша очень важно постоянство окружающего мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям яслей
К основным критериям адаптации относятся :
- поведенческие реакции;
- уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вест).
Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели, не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-у дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.
Какие же трудности и проблемы могут возникнуть в адаптационный период и с чем это может быть связано? Давайте обратимся к следующему слайду.
Задача родителей способствовать и помочь педагогам в адаптации детей раннего возраста. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре и общению со сверстниками.
Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать (хождение босиком, водные процедуры, постепенное приучение к холодному питью). В первые месяцы посещения д/с рекомендуется соблюдать маршрут «дом-сад». Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка.
В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что находясь в группе, ребенок чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, поэтому дома, в привычной обстановке, следует играть с ним в веселые игры и в полной мере выражать эмоции.
Для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.
Взаимоотношения с ребенком нужно строить таким образом, чтобы малыш чувствовал, что его любят и принимают таким, каков он есть.
Несколько слов хотелось бы сказать об организации педагогического процесса в группах раннего возраста :
С детьми раннего возраста педагоги проводят специальные игры-занятия. На этих занятиях детей учат слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
По действующему СанПиН для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет проводят не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут.
Занятия по дополнительному образованию для детей раннего дошкольного возраста не проводятся.
Ну и в заключение нашей встречи, хочется сделать небольшое обращение: Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя Вашего ребенка, первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребенку на всю жизнь : одна - корни, другая - крылья!
Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье : даже убеленный сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.
«Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, равно как и наличие либо отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Радуйтесь Вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.