Получи документы

Консультация для родителей детей, посещающих подготовительную логопедическую группу

Юлия Пушкарева
Консультация для родителей детей, посещающих подготовительную логопедическую группу

Консультация для родителей

"Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.

Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.

Публикация «Консультация для родителей детей, посещающих подготовительную логопедическую группу» размещена в разделах

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т. п., которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии, и конкретные методические приёмы, позволяющие устранить имеющиеся предпосылки.

Одна из первых задач, с которой встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, – это необходимость усвоения букв. Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Поэтому, для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с вполне определенным зрительным образом буквы (графемы). И лишь после установления прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок сможет без затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входит и слуховая дифференциация (различение) звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов. В этих процессах участвуют ещё и речевые артикуляции.

Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой.

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы зрительно-пространственные представления.

Необходимым условием для различения оптически сходных букв является развитие у ребёнка способности к тонкому зрительному анализу и синтезу (умению мысленно расчленить предмет (в том числе и буквенный знак) на составляющие его отдельные части или элементы, и наоборот, объединить отдельные части предмета в единое целое). Процессы анализа и синтеза обычно выступают в единстве, дополняя друг друга.

Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимаем следующее:

1. Правильное произношение всех звуков речи (прежде всего не должно быть замен одних речевых звуков другими).

2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов.

3. Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли.

4. Владение связной речью, то есть умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.

И, наконец, чисто техническая сторона процесса письма невозможна без развитой тонкой моторики. Слабость, «неразвитость» кисти руки, невозможность осуществления ею тонких дифференцированных движений не позволяют начинающему ученику выработать хороший почерк и вообще выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов).

2. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

4. Развитая тонкая ручная моторика.

Для устранения предпосылок дисграфии необходимо использовать целый ряд методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший сферы развития:

1. Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии).

Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к определенным фонетическим группам : звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ; В-ВЬ; Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.

Самым важным в данном процессе является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий.

Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (хотя бы видимых – губы, язык, рот, а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).

2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия» (устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии)

Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать с развития слуховой дифференциации звуков с опорой на более сохранные функции (смотри выше).

3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (устранение предпосылок оптической дисграфии).

Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировки в правой и левой сторонах пространства; работа над пространственными предлогами; узнавание букв в усложнённых условиях.

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи (устранение предпосылок аграмматической дисграфии)

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо решить следующие задачи: помочь ребёнку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы; научить ребёнка самостоятельно образовывать грамматические формы (в том числе и малознакомых словах) по заданному образцу, то есть по аналогии; дать ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение.

У ребёнка обязательно должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу, а не просто «похожие» по своей внешней форме. Уточняются названия многих предметов, действий, признаков. Ребёнок должен знать не только названия обобщающих понятий, но и уметь называть хотя бы несколько пород деревьев, видов животных, предметов одежды и т. д.

5. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Ребё нок должен овладеть следующими видами звукового анализа и синтеза: узнавание звука на фоне слова; определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук; выделение звука из начала и конца слова; узнавание слова по отдельно предъявленным звукам (то есть синтезирование его из этих звуков).

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте за счёт устранения её предпосылок позволит направить в школу подготовленного ребёнка.

Специальные игры и упражнения, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка, а затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?»- узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги, фольги, ткани и т. д.);

«Громко-тихо» - дифференциация громко и тихо звучащих предметов (тихо - присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину?»;

«Кто услышит больше звуков?» - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат также» - в коробочки насыпаны разные виды круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в слове;

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные диктанты» - нарисовать столько кружков (квадратиков, овалов, сколько звуков в слове;

«Какая картинка лишняя?» - все предметы на картинках начинаются на определенную букву, а один предмет накартинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина, обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на друга)

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит буква, куда смотрят части этой буквы;

Публикации по теме:

Итоговое комплексное открытое занятие для детей старшей группы «По дороге в подготовительную группу» Итоговое комплексное открытое занятие для детей старшей группы «По дороге в подготовительную группу». Программное содержание: 1. Закрепить.

Конспект итоговой ООД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по дороге в подготовительную группу»Конспект итоговой ООД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по дороге в подготовительную группу» Цель: Определение уровня знаний детей в группе старшего возраста. Задачи: Образовательные: закрепить знание о времени года, последовательность.

Консультация для родителей «Безопасность детей — ответственность родителей!» Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Важнейшая наша задача - научить ребенка ответственно.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей, посещающих подготовительную логопедическую группу
Опубликовано: 15 октября 2021 в 21:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД