Наталья Ахметшина
Консультация для родителей «Воспитание ответственности и самостоятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание ответственности и самостоятельности у детей раннего возраста"
Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Режим - это правильное распределение времени удовлетворения основных психологических и физических потребностей ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание ответственности и самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Какие это потребности? Прежде всего потребность в приеме пищи, отдыхе (сне, бодрствовании, в процессе которого ребенок занимается разными видами деятельности в соответствии со своими возрастными возможностями. Правильно организованная жизнь ребенка способствует формированию ритмичной работы организма. А для этого необходимо воспитывать в ребенке ответственность и самостоятельность начиная с самого раннего возраста.
Один из важных критериев самостоятельности ребенка раннего возраста это привития навыка опрятности. Важно, чтобы взрослый чаще выражал положительное отношение ко всему чистому и опрятному. Например, показывая куклу, надо говорить, что платье у куклы не только красивое, но и чистое. Или выразить порицание, если у игрушки часть одежды неопрятна, чтобы ребенок понял, что это плохо. Во время кормления детям надо одевать надгрудники. Так же учить пользоваться детей салфетками, а после полутора лет они должны ими пользоваться самостоятельно. Перед каждым приемом пищи детям надо обязательно мыть руки с мылом, пользоваться своим полотенцем.
В начале второго года жизни у ребенка уже появляется стремление к самостоятельности. Малыш уже тянется ручками за ложкой, делает попытки зачерпнуть пищу и поднести ее ко рту. Даже если у него это не всегда получается так как нам бы этого хотелось, следует проявлять терпение. Стремление ребенка к самостоятельности необходимо всегда поддерживать. В 1г. 2м. -1г. 3м надо давать малышу ложку, учить ею зачерпывать, затем направлять ложку в рот. К 2 годам ребенок должен уметь или хотеть кушать самостоятельно, пользоваться столовыми принадлежностями, не брать пищу из тарелки руками, пользоваться салфеткой.
Одним из важных критериев приучения ребенка к самостоятельности—хождение ребенка в туалет. Уже к полутора годам ребенок должен сообщать о возникшей потребности отправления. Если же этого не происходит, значит, были допущены ошибки (родители, либо не обращали внимания на проблему, или наоборот, переусердствовали, выработали отрицательное отношение к посещению туалета). Нельзя сердиться на ребенка за то, что он, заигравшись, пропустил нужный момент; правильнее своевременно напоминать о нем ребенку.
Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующего навыку, воспитание у него ответственности и самостоятельности. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка аккуратность и трудолюбие, развиваем у ребенка привычку к порядку дома, в группе, к опрятности своего внешнего вида. Дети второго года жизни не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках, и усвоив эти навыки на примере взрослых (родители, воспитатели, старшие братья или сестры и т. д., он поступает в соответствии с ними.
Обучая ребенка тому или иному навыку, взрослый должен показать на своем примере, потому что речь ребенка в раннем возрасте еще не сформирована и визуально ребенку легче принять то, чему его обучают. При этом приучать легче всего по отдельности. В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык. Важно позаботиться о том, чтобы предлагаемое, было для ребенка посильным, соответствовало его возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Для закрепления навыка необходимо соблюдать одну и ту же последовательность выполнения всех операций, входящих в его состав. Например, для того чтобы научить ребенка одеваться, надо сказать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы (носки, а потом платье (шорты, обувь. Соблюдение этой последовательности при одевании имеет и гигиеническое значение. Чем больше ребенок приобретает полезных навыков и привычек, тем более он становится ответственным и самостоятельным, и тем самым возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.
Например, воспитание у ребенка вежливости, доброжелательности, опрятности, оказывает огромное влияние пример взрослых людей, которые постоянно находятся рядом с ребенком, которые своим примером и терпением помогают ребенку стать ответственным и самостоятельным.