Евгения Чибисова
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Народные и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с истоками русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Раскрыть яркость и образность фольклорных жанров;
- Познакомить детей с историей возникновения народных гуляний, обычаев, традиций.
Публикация «Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста „Народные и семейные традиции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ход консультации.
Воспитатель: Мало кому нравится, когда им навязывают что-то новое, но в то же время они уважают и принимают традиции. Если вы хотите, чтобы в вашей семье был порядок, установите для своей семьи свои собственные традиции.
Всем известно, что в России у всех семей были свои традиции, которые объединяли их, делая крепкими и непоколебимыми. Но, после 7 ноября - дня Октябрьской революции 1917 года, многие традиции были отменены, как народные, так и семейные. Некоторые, конечно, остались – преобразились. Некоторые канули в лету, и, конечно же, появились новые.
Изменились взгляды на понятие "семья", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью семьей, были утрачены. Многие семьи по сей день больше похожи на людей, которые живут под одной крышей, при этом не имея ничего общего, даже иногда не зная друг друга.
Но именно семья дает ощущение стабильности и защиты с раннего детства, которое мы проносим через всю нашу взрослую жизнь и передаем нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому традиции - это основа образа жизни семьи, семьи дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому необходимо возрождать традиции, семейные устои. Хорошо, если они по душе всем членам семьи, потому что они способны сплотить, укрепить любовь, вселить в души взаимное уважение и взаимопонимание, чего так не хватает большинству современных семей.
Народные праздники также способствуют развитию и сохранению семейных традиций. И именно использование фольклора становится основным средством этнопедагогики.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранения ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждой нации. Наше прошлое - это основа стабильной, полнокровной жизни в настоящем и ключ к развитию в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, кладезь педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. И поэтому наша задача сегодня заключается в:
- помогите ребенку вспомнить свою национальную память и память предков;
- уважайте свои древние корни;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре необходимо с представлений об окружающем мире.
Семейные традиции
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Именно традиции выступают фактором, регулирующим жизнь людей, это основа для воспитания детей.
Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей привычки, похожие на взрослые, вкусы, пристрастия, преференции откладываются задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. В конце концов, построение детского поведения следует примеру копирования.
Именно с семьи начинается приобщение к культуре, ребенок постигает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи также формируются человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, моральные качества, стремления, идеалы.
Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что интересного произошло с ними сегодня, кроме того, они обсуждают планы на следующие выходные, главное, чтобы дети тоже высказали свое мнение. Полезный обычай - анализировать собственные ошибки вслух, это дает возможность провести беспристрастный анализ действий и сделать правильные выводы на будущее.
Роль семейных традиций в жизни детей :
- дать возможность оптимистично смотреть на жизнь, потому что "каждый день - это праздник";
- дети гордятся своей семьей;
- малыш чувствует стабильность, потому что традиции будут выполняться не потому, что это необходимо, а потому, что так хотят все члены семьи, это принято;
- детские воспоминания, которые передаются следующему поколению.
Правила, которым следует следовать, если вы решите создать новые традиции :
- традиция всегда повторяется, потому что это традиция;
- мероприятие должно быть ярким, интересным для близких, позитивным;
- это может включать запахи, звуки, визуальные образы, что-то, что влияет на чувства и восприятие.
Народные традиции
Народ - единственный и неисчерпаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, в народном творчестве. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки людям. В народе главным мерилом духовности и эстетических
ценностей всегда был труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым воспитанием. Даже больше: это в основном осуществлялось в процессе родов.
Сочетание труда и эстетического воспитания проявляется также в том, что рабочие умело и тонко украшали орудия труда (сани, тележки, прялки, гребенки и т. д.). Трудящиеся люди создавали красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.
Столь же высокой, как эстетика повседневной жизни, была мораль простых людей.
А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду является одним из факторов образования. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает моральные правила, нормы поведения. И все это сделано в яркой эмоциональной форме, понятно и доступно.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают разнообразные средства и формы воспитания.
Песни - это одно из средств передачи традиций. Народные песни вобрали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на человеческое счастье. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Парадоксально, но ребенок счастлив, когда он поет. Он редко поет грустные песни, хотя есть много очень грустных сиротских песен, но он не поет эти песни, эти песни не о них, а о них самих. Главная цель песни - привить любовь к прекрасному, развить эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу материнской любви.
Нам нужно знать разные песни, уметь убедить родителей в необходимости разучивать их вместе с детьми.
Вы можете отдать текст родителям, показать, как вы можете изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
И баиньки, баиньки
Давай купим нашему сыну сапоги
Мы наденем его на ножки
Давайте спустимся по тропинке
Будет ли мой сын ходить
Нужно надеть новые ботинки.
Какая девушка хороша:
У нее муслиновые рукава,
муслиновые рукава
В косу вплетена лента. ,
Пожалуйста, подойдите сюда!
Сказки также являются важным образовательным средством, в устной речи веками разрабатываемым и испытанным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно должно быть включено в курс обучения и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки вселяют уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и имеет воспитательную ценность. Важнейшей чертой сказок является дидактичность, которая носит поучительный характер: "Сказка - ложь, но в ней есть намек, урок для добрых молодцев".
Пословицы - одно из средств народной культуры. В пословицах много практического материала: повседневные советы, пожелания в работе, приветствия, осуждения. "Рожать - она рожала, но не научила", "То, что мать вбьет себе в голову, отец не выбьет", "Родительское слово мимо не проходит", "Добрая совесть - это око Божье".
Из явлений, непосредственно связанных с образованием, игра наиболее близка к природе. Это величайшее чудо из изобретенных чудес
человек в соответствии с природой. Игра - это удивительно разнообразное и богатое поле деятельности для детей. Вместе с игрой в жизнь детей входит прекрасное искусство. Это связано с песнями, плясками, хороводами, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средством воспитания народной культуры. "Пока вы молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы потом не пожалеть!"