Курнина Любовь Владимировна
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с праздником Ивана Купалы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 "Теремок" г. Ковров Владимирская обл.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам разработанная мною консультация для родителей дошкольников в период пандемии "Как познакомить детей с праздником Ивана Купалы и в какие игры можно поиграть всей семьёй".
7 июля – праздник Ивана Купалы.
Девушки венки плетут,
Публикация «Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с праздником Ивана Купалы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В реках все купаются,
Что за праздники идут,
Как же называются?
А идет Иванов день –
Русский праздник истинный!
В своем роде на земле
Первый и единственный!
Праздник Ивана Купалы - это народный языческий праздник, отмечаемый в России, Беларуси, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа: особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как именинник в Иванов день — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озёр разжигать обрядовые костры. Через них прыгали и бросали венки.
В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особую целебную силу купальская трава обретает к восходу солнца, так вот, как говорится, «кто рано встаёт, тому и Бог даёт!»
В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
Есть несколько народных примет на этот день:
- на Иванов день солнце на восходе играет;
- сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов;
- на Ивана ночь звёздная — много будет грибов;
- если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.
Огонь, травы и вода - вот главные составляющие праздника. Без них не обходится ни один обряд, большая часть которых проводится, конечно, ночью. Ведь праздник-то мистический! Но, несмотря на магию, Иван Купала - один из самых веселых и шумных праздников. Правда, большинство из нас знают единственную традицию - обливаться водой, «день Иван Купала, обливай, кого попало!», но существует много других народных забав, которые уже не так популярны в наше время.
Давайте вспомним их вместе с ребятишками! Уверены, они помогут вам превратить обычный день обливаний в веселый праздник.
Горелки
Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звёзды горят,
Журавли кричат: - гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается догнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит - водит.
Водоносы
Для участия в этой игре понадобятся две команды. Каждая должна состоять не менее чем из четырех человек. На команду даются пластиковый стаканчик и пустая емкость, которую необходимо наполнить водой за определенное время. Участники не могу помогать себе руками, они прячут их за спиной. По команде ведущего первые игроки, стоящие в команде, берут зубами стаканчик, бегут к сосуду с водой и набирают в нем воду. Затем они возвращаются к своей команде и выливают воду в свое пустое ведро. После этого стаканчик передается следующему игроку. Выигрывает та команда, которая за определенное время наберет больше воды.
Ручеек
Дети выстраиваются парами, друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх. Тот, кто остался без пары, проходит по «ручейку» и берет за руку понравившегося ребенка. Они вдвоем проходят сквозь пары и встают впереди всех, подняв руки. Освободившийся участник проходит с конца пар под «ручейком» и выбирает себе пару и так далее.
«Заря-заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих так, чтобы он не заметил, и пускается бежать. Ребенок, у которого на плече лента, должен быстро ее взять и бежать за водящим по кругу, до своего места. Тот, кто останется без места (прибежит последним, становится зарей.
Бабка-Ёжка
Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :
Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила,
Вышла на крылечко, съела человечка.
Съела человечка.
А потом и говорит: - уменя живот болит.
После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать так, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела. Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу и забирает к себе в избушку. Играют до тех пор, пока «Бабка-Ёжка» не переловит всех играющих, а потом все вместе катаются на метле. Есть и другой вариант игры: до кого «Бабка-Ёжка» дотронется метлой, тот становится «Бабкой-Ёжкой» и игра начинается сначала.
Заплети венок.
Дети договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются по местам. Ведущий начинает "плести" венок, называя какой-либо цветок. Названный "цветок" берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Играющие бегают цепочкой, "собирая цветы". Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод. После слов ведущего "цветы увяли", дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, становится ведущим и продолжает игру, начиная "плести" новый венок.
Возьми венок
Число участников игры должно быть на одного человека больше числа венков. Дети встают в хоровод, в центре которого лежат венки. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять венок и одеть его на голову. Кому не хватило веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число венков так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и один венок. Победитель тот, кто первым схватит последний венок.
Использованы материалы интернет- ресурсов.
Спасибо за внимание!