Юлия Юрьевна Солод
Консультация для родителей «Детская ложь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с причинами появления лжи, показать важность и значимость этой проблемы, помочь отличить ложь от фантазии, дать рекомендации и советы как избежать проблемы в будущем.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я думаю, вы часто сталкиваетесь с тем, что ваши дети говорят неправду. Наверняка вам это неприятно. Давайте поговорим о детской лжи. Я думаю, мы с вами вместе разберемся в этой проблеме. А вы знаете, что дети могут не лгать, а просто фантазировать?
Публикация «Консультация для родителей „Детская ложь“» размещена в разделах
Большинство детей имеют склонность к осознанной лжи начиная с младшего дошкольного возраста. Такая ложь вызывает удивление у родителей, что приводит к поиску причин такой лжи. Но на самом деле такое поведение детей - это обычная ситуация, свидетельствующая о нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Очень важно понять причины побудившие ребенка ко лжи.
Стоит понимать разницу между фантазиями и детской ложью. В чем разница? Разница скорее всего в том, что ложь – это целенаправленное искажение информации, которое имеет свой мотив. А фантазии не имеют мотива, это скорее свободные выдумки ребенка.
Начиная с четырех лет, ребенок начинает задумываться, за что и почему его наказали (поругали) или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но незаслуженную похвалу. То есть, теперь его ложь преднамеренная. Задача родителей - разобраться, почему ребенок лжет и какую выгоду он хочет получить.
Ложь является симптомом неблагополучия в жизни ребенка. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство.
Существуют следующие виды детской лжи :
1) «Героическая» - это ложь является «средством для благородных целей»;
2) «Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо;
3) «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами;
4) «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке;
5) «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.
Анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями.
Часто детей вынуждают лгать их родители. Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными в своих требованиях, вследствие чего ребёнок будет стараться угодить всей семье.
Также причиной может являться то, что ребенку не хватает родительского внимания, тепла, заботы, родители являются недосягаемыми для него. Тогда ложь является способом получения хоть и отрицательного, но внимания.
Таким образом, основными мотивами детской лжи являются желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи - это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.
Психологи в области возрастной психологии утверждают, что до наступления первого кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. До двух лет малыш полностью и физически, и психологически зависит от матери. При этом она должна стараться «распознавать» его желания и намерения, и по возможности, выполнить их.
Ближе к 2-3-м годам ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. Выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Таким образом, появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Ребёнок может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое.
В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда», когда до определенного возраста ребенок убежден, что все его желания и потребности известны родителям просто по факту. То есть ребенок чувствует себя прозрачным, насквозь «стеклянным сосудом», с ясными всем намерениями, мыслями и планами. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их «не понимают».
К 3-4 годам наступает момент, когда ребёнок понимает, что некоторые намерения и желания он может скрыть, т. е. он перестаёт быть «стеклянным сосудом». Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым.
Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как «совершенствование лжи», может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей : распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым. Сначала «сказки» для мамы и «выдумки» для папы чаще всего являются просто игрой, то есть носят вполне безобидный характер.
Дети обманывают как бы «понарошку», чаще всего не зная и не осознавая, что тем самым обижают родителей и нарушают некие этические нормы. Но в некоторых случаях обман родителей может стать постоянным способом самоутверждения. А это уже признак разлада и потери взаимопонимания в отношениях детей и родителей. В этом случае ребенку важно помочь найти более подходящий способ поддержания своей самооценки.
Обучение лжи начинается в семье с момента рождения ребенка, и происходит постоянно и повсеместно.
Позиции следующие :
1) Родители - первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителем, начинаются лживые игры. При этом родители пытаются неосознанно применить манипуляцию, чтобы подчинить поведение или желания ребёнка, например, мать или отец могут использовать такие фразы: «Не съешь - не пойдешь гулять», «Ешь, а то тебя сейчас тот злой дядя заберет» и так далее;
2) Родители в своих намерениях и поступках неконгруэнты. Часто ребёнок вынужден наблюдать ситуации, в которых его родители выдают себя за нечестного человека, стремящегося получить собственные выгоды с помощью обмана. Ребёнок достаточно быстро осознаёт подобную модель поведения и берёт её за основу как один из эффективных способов получения желаемого.
3) Обман заключается и в невыполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных. За проступком может ничего не следовать. Таким образом, дети быстро обучаются, и уже к 5 годам они понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать.
4) Шутки, которых дети не понимают, также воспринимаются детьми как ложь : «Молодец, возьми с полки пирожок», - ребенок радостный бежит к шкафу и не обнаруживает там никакого пирожка, он приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв смеха и положительных эмоций у взрослых. И в такие моменты он учится лжи, цинизму, черствости.
5) Часто ребенок слышит об отце или о матери из уст бабушки самые нелестные отзывы. В его сознании все четко и определенно. Люди поделены на хороших и плохих. И когда «плохой» отец приходит, а мать, изменившая в силу каких-то причин к нему свое отношение, любезна с ним, ребенок воспринимает это как предательство. И в такие моменты он открыто высказывает свое отношение к происходящему, вызывая недоумение взрослых. Или ребенок меняет свое отношение к отцу - и учится предавать.
Лгать человек начинает тогда, когда его мышление достигает определенного уровня развития. А именно тогда, когда ребенок начинает понимать, что окружающие не могут прочесть его мысли, что у него есть свой собственный мир, не доступный восприятию взрослых, и в этом мире он может делать все, что захочется. При нормальном развитии ребенка этот период начинается в возрасте около двух лет. Это то время, когда ребенок начинает «хитрить». Эти первые «пробы лжи» на родителях проходят весело и забавно. Родители умиляются и часто подыгрывают малышу.
Таким образом, первые попытки осознанного обмана/манипулирования родителями ребенок начинает совершать в возрасте двух лет. К этому времени его психика достаточно развита, что бы планировать свои действия и самостоятельно их осуществлять. Не считаясь при этом с тем, как к этому отнесутся взрослые. Ребенок еще не знает, что поступает социально неприемлемо, поскольку не может сам оценить свои поступки. Ко лжи детей по благородным побуждениям необходимо относиться с особенной осмотрительностью. Нужно помнить, что дети понимают истину по-своему, что у них своя правда и своя ложь, и что они лишь постепенно могут проникаться общечеловеческими идеалами.
Наши советы родителям, как бороться с проявлениями детской лжи?
Первое - это отказаться от физических воздействий и наказаний. Выяснено и доказано, что дети, которые подвержены физическим наказаниям, лгут чаще других. Это связано с тем, что у ребенка просто включается инстинкт самосохранения. Поэтому не стоит провоцировать ложь своими допросами и нравоучениями (для получения признания от ребенка).
Второе – это не лгать самим, т. е. не подавать пример. Если в семье существует ложь, то ребенок это будет копировать нравится вам это или нет.
Третье – если ребенок лжет ради спасения другого, например, защищая товарища, не стоит его поощрять, но вы можете сказать: «Я понимаю тебя». А также можете обсудить ситуацию, которая привела к необходимости защиты другого.
Помните – то, что присуще вашему ребенку сегодня, не значит, что он будет таким всегда. Если он обманывает вас, не закрепляйте и не внушайте модель поведения, называя его «лжецом».
Большое спасибо за внимание!
Успехов вам в воспитании ваших детей!