Махруткина Оксана
Консультация для родителей «Факторы развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи нравы – можно передать с помощью речи. Но речь, не только средство общения – это главный инструмент мышления.
Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой имеет смысловую нагрузку, определенное понятие. Слово всегда обобщает.
Публикация «Консультация для родителей „Факторы развития речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь - процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Следующим и важным компонентом является словарный запас, которым будет пользоваться ребенок и конечно же грамматический строй речи.
В формировании речи огромную роль играет окружение, а именно, родители и педагоги. И оттого, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребенком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Вот несколько факторов, которые так важны для развития речи.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих взрослых. В общении со взрослыми ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет словарный запас. Поэтому важно, чтобы дома он слышал правильную грамотную речь.
2. Общения ребенка со сверстниками. Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общения детей друг с другом. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
3. Строение артикуляционного аппарата. Оттого как работает артикуляционный аппарат, зависит качество речи. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря тонким движениям языка детям доступны многие звуки.
4. Развитие мелкой моторики. Чем лучше развиты движения пальцев рук, тем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развита речь.
5. Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребенка. Необходимо знакомить детей с рассказом, читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человечность, развлекают и забавляют, вызывают желания высказываться, поговорить о героях сказки.
6. Дыхательные упражнения. Развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточного объема ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания.
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками. Игра – критерий нормальности ребенка. Потому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение для эмоционального и речевого развития, главное, что ребенок получает в игре - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недостаточно в жизни взрослых. Поэтому, необходимо с детьми играть.
А для того, чтобы речь ребенка была грамотной необходимо играть в речевые игры.
Предлагаю вашему вниманию несколько речевых игр.
«Скажи – наоборот»
Белый – черный, светлый – темный, тепло – холодно;
«Отгадай предмет по названию частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы. (грузовик)
Ствол, ветки, сучья, корни. (дерево)
«Что я вижу»
Рассказывайте друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья покрытые снегом.
А я вижу, по дороге мчится легковой автомобиль.
«Кто где живет?»
Взрослый называет животное. А ребенок должен назвать, где оно живет.
Например: верблюд (в пустыне, ежик (в лесу, лягушонок (в болоте).
«Чья мама?»
Называете животное, ребенок должен назвать его детеныша или, наоборот, вы называете детеныша, а ребенок должен назвать его маму.
Например: теленок, ягненок, попугайчик.
«Загадки»
Придумывайте загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребенок отгадывает, затем наоборот.
Например, дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребенку.
«Кто, что делает?»
Лает. (собака, мычит. (корова, жужжит. (пчела).
«Один – несколько»
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.
Например: машина- машины, груша – груши;