МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование у детей представления об общественной значимости труда взрослых»

Сухарева Ольга
Консультация для родителей «Формирование у детей представления об общественной значимости труда взрослых»

Консультация для родителей

«Формирование у детей представления об общественной значимости труда взрослых»

У меня растут года,

Будет и 17,

Кем работать мне тогда,

Чем заниматься?

В. В. Маяковский

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование у детей представления об общественной значимости труда взрослых“» размещена в разделах

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества.

Главная цель трудового воспитания дошкольника — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Целью нашей работы является ознакомление детей с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания формирование у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Именно эта задача — формировать представления об общественной значимости труда людей — оказывается чрезвычайно важной. Она выдвигается «Программой воспитания и обучения в детском саду» как ведущая. О необходимости её решения в процессе формирования знаний о труде писали Н. К. Крупская, А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, В. Г. Нечаева и др.

Результаты изучения трудового воспитания показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в большинстве случаев не понимают роли труда в жизни людей. Не обеспечивается в должной мере и воспитание у детей бережного отношения к вещам как к результату труда, уважения к нему.

Формирование обобщённых представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего чётких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение — удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребёнку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, стирки одежды и т. д.)

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать у детей обобщённое представление о необходимости того или иного вида деятельности человека определённой профессии : няня вымыла посуду — посуда чистая, накрыла столы к обеду — можно есть, повар готовит суп, котлеты, компот — заботится о том, чтобы все были сыты, портниха шьёт платья, пальто — заботится о том, чтобы у всех была одежда.

Такие представления позволяют нам сформировать у детей отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе этих первичных обобщений формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда более сложное обобщение : труд – проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения даёт возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, её исполняющим. Это - высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и в среднем дошкольном возрасте.

Как мы видим, работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно. Первый этап – обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.

Мы считаем не совсем правильной формулировку программы по ознакомлению детей с трудом взрослых в младших группах «Знать, кто работает в детском саду и что он делает». Главное требование не только в том, чтобы показать сам процесс труда человека, а ещё акцентировать внимание детей на его результат.

Как показали наблюдения, до 90% детей не могут вычленить результат труда, ответить на вопросы, что сделала няня (например, вымыла посуду) и в то же время узнают процесс труда (моет чашки, тарелки). Вопросы более конкретные (например, зачем она моет посуду, какие будут чашки) оставались в большинстве случаев без ответа. Это свидетельствует о том, что при ознакомлении с трудом не делается должного акцента на формирование знаний о наиболее существенной его стороне — достижении результата, а дети самостоятельно не могут установить связь между процессом труда, который сам по себе привлекает динамичностью, и его результатом.

Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, мы считаем целесообразным при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приё мы:

1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии, Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, её нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит детей на поиск нужного предмета.

2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность, в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета.

3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с назначением и потребностями детей (кукла надела шапочку, кукле тепло и дети могут взять её с собой на прогулку).

В младших группах такие приёмы способствуют формированию у детей устойчивости в направлении на ожидание результата (что будет, что получится, формирует умение его вычленять, называть. У малышей появляется бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывают: «Я не буду бросать шапочку», «Ломать корзиночку нельзя» и т. д. Дети 3-х лет начинают наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремятся дождаться результата, спрашивают, что получится.

Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом — посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам.

У детей среднего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и своё отношение к ним: «Няня нужна, потому что она многое для нас делает: расправляет постели, чтобы мы спали; моет чашки, чтобы они были чистыми, чтобы мы не болели, чтобы хорошо росли и т. д. Няне надо помогать, чтобы она не уставала» Обобщение : няня нужна, чтобы дети не болели — опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.

На этом этапе углубляется интерес к труду людей, что отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, в появлении игр в «няню», «повара», «дворника», и т. д.

Третий этап — старшая и подготовительная к школе группы — формируем обобщённые представления о значении труда на основе большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей.

Здесь широко используем наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественными разделениями труда и показывается его роль, роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань, чтобы её сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовую одежду и заботятся о том, чтобы человек мог выбрать и купить то, что надо.

На основе таких занятий дети способны усвоить обобщённое понимание необходимости разных видов труда, значение их для людей, необходимости труда вообще. Дети шести-семи лет делают вывод: «Все нужны, всем надо трудиться. Без портнихи нельзя: тогда не будет платьев и пальто. Ведь другие не умеют шить одежду. А шофёры нужны, чтобы что-нибудь привезти в магазин: одежду, молоко и т. д. Все пользу дают», «Всем надо трудиться». Если бы не трудились люди, то ничего бы не было — ни хлеба, ни стали, ни одежды. Тогда из чего машины делать, если стали нет? И машин бы не было. Все трудятся. Надо хорошо работать».

Эти высказывания свидетельствуют о доступности детям достаточно высокого уровня обобщения знаний об общественной значимости труда людей, осознанности их.

Наибольший эффект для формирования представлений об общественной значимости труда особенно в младшей и средней группах, даёт ознакомление с такими видами труда, в ходе которых создаются или преобразуются предметы, выступающие как средство удовлетворения элементарных жизненных потребностей детей и взрослых. Следовательно, чтобы выполнить требование программы о формировании представлений об общественной значимости труда, необходимо отобрать те виды труда, в которых представлен вещественный его результат.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: у детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания

1) во-первых, об отдельных трудовых процессах,

2) во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других её форм.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых»Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых» Фантазия человека порою просто не имеет границ. А в маленькой головке юного дарования собран кладезь невероятных идей! Только таланты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование у детей представления об общественной значимости труда взрослых»
Опубликовано: 3 октября 2021 в 14:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД