Валерия Мухина
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников с ТНР
Игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по признакам, делать правильные выводы, обобщения. Параллельно с недоразвитием речи у детей с ТНР происходит нарушение в развитии логического мышления, прослеживаются затруднения процессов обобщения, классификации, исключения.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:
-Почему летом нельзя кататься на лыжах?
-Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важным упражнением является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
-Чем отличаются кукла и девочка?
-Чем отличаются птица и самолет?
-Чем отличаются куст и дерево?
Примеры игр и упражнений по развитию логического мышления
1. Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
а) Ботинки, туфли – это…
б) Прятки, жмурки – это…
в) Зима, осень - это…
г) Пальто, куртка – это…
д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.
2. Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
3. Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
4. Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
5. Игра «Наоборот»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий
6. Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком фрукте, игрушке и др.) он говорит и дает описание этого предмета.
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
7. Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.