Бескровная Екатерина
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе труд является высшей ценностей. Наши дети - будущие труженики. Труд - источник личных, материальных благ. Одна из важных задач, которая решается дошкольным образовательным учреждением совместно с семьей - это формирование трудолюбия у дошкольников, правильного отношения к труду, положительного отношения к человеку-труженику. Интерес к труду и желание трудиться проявляется у ребенка еще в младшем дошкольном возрасте. Дети с интересом наблюдают за трудом взрослых, часто проявляют желание оказать ему помощь, задают вопросы, касающиеся его трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует себя взрослым, большим, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Необходимо помнить, что нельзя не принимать во внимание возможности ребенка старшего дошкольного возраста и его особенности (развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, ручной умелости и др.). Возможности ребенка ограничены, у него нет опыта трудовой деятельности, он не умеет предвидеть результаты труда, и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится. Самостоятельный труд не может заменить труд взрослого.
Публикация «Консультация для родителей „Истоки трудолюбия“» размещена в разделах
Трудовая деятельность важна в нравственном становлении личности дошкольника. В труде формируются такие качества, как чувство ответственности, самостоятельность, трудолюбие, организованность, инициативность, терпении, дисциплинированность. Если дошкольник систематически участвует в трудовой деятельности, это положительно сказывается на формирование у него таких качеств личности, как готовность к труду, заботливость, бережливость, трудолюбие, осознание значения и цены труда. У ребенка формируется уважительное отношение к человеку -труженику, к выполняемой им работе, появляется умение видеть результат своего труда, видеть недочеты и устранять их по собственной инициативе. В младшем возрасте ребенок нуждается в помощи взрослого, но эта помощь не должна «задавливать» самостоятельные трудовые действия.
Важно, чтобы родители с раннего возраста формировали у ребенка готовность разделять трудовые обязанности, совместно выполнять трудовые поручения. Большую роль в этом играет труд в семье, а именно помощь родителям, другим взрослым. В детском саду дети с удовольствием помогают няне, воспитателю. Те трудовые дела, которые выполняет ребенок в детском саду (убирает игрушки, относит посуду на стол, вытирает пыль с полочек и т. д., должны найти свое отражение в семье. В этом велика роль воспитателя, который может рассказать родителям о содержании трудовых поручений для детей всех возрастов, о том, как их необходимо постепенно усложнять.
Большую роль в воспитании трудолюбия у дошкольников играет совместная деятельность детей и родителей : уборка комнаты, полив растений, содержание игрового уголка в порядке. При этом родители должны подчеркивать, что порядок дома зависит от того, как каждый человек в семье буде следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются более сложные трудовые поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями (уход за комнатными растениями, уборка в своем уголке, содержание в порядке своих книг и т. д.). Если в младшем дошкольном возрасте, ребенок мог обслуживать только себя, то теперь он может оказывать посильную помощь взрослым, трудиться для других, проявляя заботу о маме, папе, бабашке, дедушке. Родителям важно помнить о том, что каждый член семье имеет свои обязанности, и приобщение ребенка к ним является важным средством воспитания уважения к старшим, к их труду, ответственности перед ними и заботливость о них.
Для того чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду его необходимо включать в различные трудовые ситуации : нет игрушки для кукольного театра, сделай ее сам и др. Зачастую многие родители опекают ребенка дома, торопятся все сделать за него, хотя с этим он мог справиться самостоятельно. Но здесь родители допускают ошибку, ведь положительное отношение, любовь к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример проявления трудолюбия взрослыми, но и сам помогает им, активно включается в этот процесс, имеют постоянные обязанности по дому, выполняют трудовые поручения.
Любой труд должен приносить ребенку радость, хорошее настроение от процесса и результата труда. Только тогда ребенок будет любить труд и станет трудолюбивым. Постарался, приложил усилия - вот и результат. В любом виде труда важно формировать культуру трудовой деятельности : развивать трудовые навыки, умение совершать практические трудовые действия, проявляя ручную умелость, правильно применять орудия труда, исходя из содержания деятельности, содержать свое рабочее место в чистоте, формировать умение организовывать свою работу, планировать ее, предвидеть ее результаты, работать аккуратно, заканчивать работу до конца, не бросать ее. Умение планировать свою трудовую деятельность - сложный процесс и здесь ребенок нуждается в помощи взрослого, в его подсказке. Взрослый может уточнить, как ребенок собирается выполнить трудовые поручения, что ему для этого потребуется, с чего он начет работу.
Результаты труда имеют для каждого ребенка воспитательное значение, они приносят детям радость, положительные эмоции: починили книги и теперь они снова окажутся на полочках, сделали игрушки для малышей и принесли им радость, помогли взрослому, оказали ему помощь и т. д. Завершить начатое дело до конца трудно, так как это всегда связано с проявлением волевого усилия. В таких ситуациях важно поддержать ребенка словом. Важно, чтобы он пережил чувство радости оттого, что преодолел трудность в деле, довел его до конца.
Подробно остановимся на советах родителям, которые помогут им руководить трудовой деятельностью ребенка в семье: - приобщать ребенка к трудовым делам семьи;
- закреплять за старшими дошкольниками постоянные трудовые обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
- не наказывать ребенка трудом;
- не давать ребенку непосильных поручений;
- не торопить ребенка, а терпеливо ждать, когда он закончит свою работу;
- благодарить ребенка за оказанную помощь и хвалить за выполненную им работу.