Людмила Беляева
Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, хорошее владение речью играет весьма значимую роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения. Хорошее владение языком, речью – в определенном смысле искусство, которому надо учиться не один год. От овладения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начнем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка пересказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Мы на занятиях уделяем много внимания развитию речи дошкольников, обучая их составлению описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказу, разыгрываем мини спектакли, проводим множество праздников, да и просто ежедневно беседуем с каждым ребенком.
Но, нельзя недооценивать и роль родителей в развитии речи ребенка.
Дорогие родители, вот несколько практических советов, как научить ребенка пересказывать :
• Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие сказки и рассказы. Ребенок пятого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
• Учить малышей пересказу хорошо помогает отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и …» - «Баба» и т. д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам : «Кого встретил колобок?»
• После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
• Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это быстрее всего побуждает ребенка к высказыванию. Сначала надо предложить ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (5 лет) можно предложить сравнить две игрушки, например двух кукол. Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи, чем различаются.
• Овладел малыш описанием отдельных игрушек – переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Взрослый может для образца придумать свой рассказ. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за Вами ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать свой рассказ.
• Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
• Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
Беседа с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и Вам и ребенку, оживит Ваш интерес к владению бесценным даром слова.
Успехов Вам, дорогие родители!