Елена Котенко
Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказывать текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, рано начинают читать своим детям сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать.
Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у детей.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка пересказывать текст“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Для того чтобы воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь :
1. внимательно прослушать текст;
2. понять его смысл;
3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
4. запомнить авторские или народные обороты речи;
5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.
Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.
Произведения для пересказа
Ребенку сложно будет пересказывать длинные произведения, поэтому тексты лучше выбирать короткие с понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными.
На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?
Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит.
К другим требованиям относятся:
последовательность изложения; отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет; использование характерных речевых оборотов; плавность речи; соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.
Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.
На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:
1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа : загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем, на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению
При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.
Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.
В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.