Елена Сухонина
Консультация для родителей «Как развить музыкальный вкус?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мало встречается людей, которые бы совсем не любили музыку. Наверное, таких практически нет. Все зависит от того - какую музыку человек предпочитает. И хотя, как говорится, о вкусах не спорят, здесь есть о чем поговорить. Причем тема спора даже не о том, как музыкальный вкус развить, а скорее, что такое вообще хороший музыкальный вкус. На эту тему написано множество книг и статей, но тема так и остается малоизученной. Скажу сразу: сформировать хороший музыкальный вкус у ребенкат рудно. Трудно, но важно.
Публикация «Консультация для родителей „Как развить музыкальный вкус?“» размещена в разделах
Почему трудно?
Во-первых, потому что речь пойдет о формировании вкуса, который сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в стране, но и во всем мире. Сравните количество посетителей музыкальных театров, филармоний, где исполняется классическая, народная или джазовая музыка, и переполненные стадионы, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов. От попсы и рока до техномузыки. Величины явно несопоставимые.
Во-вторых, сами дети, независимо от вкусов родных живут не в замкнутом пространстве и слышат тоже далеко не всегда высококачественную музыку. К сожалению, все чаще приходится слышать, как девочки лет пяти распевают про "рюмку водки на столе" вместо детских светлых песен.
И, наконец, в-третьих, это, пожалуй, главное: нет четких критериев, по которым можно было бы с уверенностью сказать: эта музыка хорошая, а это плохая. Поэтому если какая-то музыка не нравится Вам, но нравится Вашему ребенку, то это далеко не всегда означает, что в первом случае музыка хорошая, а во втором плохая. Может случиться, что та музыка, которую не понимаем мы, понимают и оценивают (или же поймут и оценят) наши дети и внуки.
Почему важно?
Всем известно, то у залов, где проходят концерты тяжелого рока, дежурит полиция. После концертов (речь, само собой, идет не о всех исполнителях такого рода музыки, а о некоторых группах) слушатели настроены крайне агрессивно. Они без видимых причин вступают в драку, бьют машины и витрины магазинов. Почему? Потому что музыка способна нести не только светлые эмоции: радость, любовь, сострадание, но и агрессию, злость, ярость, ненависть.
Такое заключение - не новость. В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли еще тысячи лет назад. И отнеслись к этому очень серьезно. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние темных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами и самовольное отступление от них каралось законом. "Когда музыка пуста и порочна, - писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, - народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной".
Разумеется, рассуждения древних философов в чем-то наивны. Но сама идея о возможности музыки воздействовать на психику человека не должна быть забыта.
Воспитывая музыкальный вкус ребенка, Вы не начинаете с чистого листа. Ни в коем случае. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. И подчас, труднообъяснимые. Существуют примеры, когда ребенок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы понять эти предпочтения, дайте Вашему чаду послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях (лучше узнать своего ребенка, но и потому, что от любого направления постепенно можно прийти к музыке классической, высокохудожественной. Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле джаза, рока и т. д. не исключено, что ребенок, прослушав эти мелодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке.
Ну а теперь о главном.
Эмоциональное восприятие музыки, как, впрочем, и театра, и живописи, и литературы - сложный психический процесс, к которому необходимо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями психику ребенка. Эмоциональное восприятие - необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается просто в набор звуков, шумовой фон. Бесполезный и бессмысленный. Давайте выберем определенный возраст, например, 5-7 лет. Как же помочь ребенку этого возраста воспринимать музыку?
Как и в любом воспитательном процессе, личный пример - это главное. При прослушивании музыки между взрослым и ребенком, особенно между близкими людьми, возникает тонкая душевная связь, эмоциональный контакт, совместное сопереживание. Бесполезно множество раз повторять ребенку, что это замечательная музыка. Если он чувствует, что Вы к музыке равнодушны, слова уходят в никуда. И наоборот, если малыш чувствует, что Вы, слушая ту или иную музыку наслаждаетесь, радуетесь, грустите, Ваше настроение неминуемо передается ему.
Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести ее в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребенка. Эта среда - мультфильмы. Согласитесь, что дети в рассматриваемом нами возрасте любят мультфильмы больше всего. Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей восприятия музыки и развития хорошего вкуса.
Слушать звуки природы - это тоже один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум леса, ветра, моря, и особенно пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, ночное небо и т. д. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: "Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво. " Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
Развитие хорошего музыкального вкуса - это, пожалуй, основная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу необходимо подойти со всей серьезностью. Выражаясь несколько высокопарно, но не уходя далеко от истины, закончу так: от хорошего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.