Приложение МААМ

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»

Галина Валентиновна Лемехова
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Как помочь ребенку развить связную речь

/Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе группы/

Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.

Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР „Как помочь ребенку развить связную речь“» размещена в разделах

ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер – здесь не помощники.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.

ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей) :

1. С первых дней жизни до 1 года:

Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.

Что делать:

• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)

• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.

• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.

• Играйте со звуковыми игрушками - это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.

• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.

2. От 1 года до 2 лет:

Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.

Что делать:

• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)

• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.

• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.

• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.

• Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его самого («ест», идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.

Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и озвучивать их.

• Пальчиковые игры - продолжаем играть!

3. С 2 до 3 лет:

Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.

Что делать:

• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.

• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ему вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно( «Это кот»,«Это дом»)

• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.

Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?» Ответы будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа?» (он вышел на кухню) - «Папа там». «А мама где?» - «Мама тут».

• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.

• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а несогласие – словом «нет».

Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»

• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!

4. С 3 до 7 лет:

Происходят значительные изменения в речевом развитии детей : обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.

Что делать родителям :

• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.»

• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы : «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении описательных рассказов.

• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например: «Что бывает высоким?»-«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»

Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый(«и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).

• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?

• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.

• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон» и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы, например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»

«Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.

• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.

«Расскажи, чем закончилось»- этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО!»

УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Публикации по теме:

«Как правильно отказывать ребенку». Консультация для родителей Спрашивая разрешения на что-либо, дети, конечно, рассчитывают, что вы позволите им сделать задуманное. Но часто бывает, что идеи вашего.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию данный материал в продолжении предложенной ранее программы работы по психолого-педагогическому.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в адаптации» Поступление в детский сад – первое серьёзное испытание для малыша, его родителей и педагогов. Взрослые в семье переживают, волнуются, но.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации» Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку» Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку» Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «д/с № 61» Приморского.

Консультация для родителей на тему: «Как развить музыкальные способности ребенка» Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности- это не врожденные.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рекомендации для родителей «Как помочь застенчивому ребенку» Застенчивый ребенок Преодоление застенчивости у детей. Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 09:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Валентиновна Лемехова (УИ 1179798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД