Консультация для родителей «Каким должно быть воспитание в семье?»

Ирина Лобурец
Консультация для родителей «Каким должно быть воспитание в семье?»

Консультация для родителей: «Каким должно быть воспитание в семье

(Роль стиля отношений родителя с ребенком)

Семья - главный воспитатель, которая влияет на развитие и становление личности ребенка. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей.

Одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить - благоприятный психологический климат. Как в семье общаются видно по ребенку. Особенно влияет на воспитание детей семейная атмосфера.

Духовное общение с детьми – залог успешного решения сложных вопросов формирования личности.

Благоприятная обстановка в семье создаётся также и тем, что взрослые с большим уважением относятся к учебным и общественным делам своих детей. Интерес старших к школьным делам ученика помогает ему осознать сложность и ответственность того дела, которое он выполняет.

Каждый трудоспособный человек в нашем обществе трудится.

Дети знают о трудовых и общественных делах родителей и вместе переживают радость успехов, тем самым передается ценный опыт от старшего поколения к младшему. Особенно сплачивается семейный коллектив во время совместной работы в быту семьи - по уборке квартиры, приготовлению пищи, работы на огороде.Благоприятно воздействуют на детей совместные предпраздничные заботы: уборка, приготовление праздничного обеда, изготовление подарков ко дню рождения. Совместная работа вырабатывает у детей чувство ответственности за порученное дело, стремление сделать людям приятное и радостное. Нравственному сплочению старших и младших в семье способствует увлечённость всех её членов каким-либо делом. Таким общим интересом становятся для семьи книги, в ней все с увлечением читают, собирают домашнюю библиотеку, устраивают обсуждения книг. У нас в деревне есть такие семьи. Есть семьи спортивные, немало семей, которые любят походы. Совместные занятия с детьми техникой, коллекционированием, садоводством… обогащают и облагораживают внутрисемейные отношения.

Ценным средством воспитания являются семейные традиции - передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Их надо изучать, чтобы разумнее использовать в воспитании.

Есть традиции семейные (интересное проведение дней рождений, день памяти родных и др.); поучительны национальные традиции, которые формируют любовь и уважение к своей нации и важны для интернационального воспитания; ценны традиции нашей страны (возложение цветов к памятникам воинам, погибшим в боях с фашизмом, празднование праздников).

Важным фактором в воспитании ребёнка является искренняя любовь к детям со стороны всех членов семьи. Какой же должна быть любовь родителей, чтобы она укрепляла их авторитет, помогала воспитанию.

Любовь должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, поддержку, дать дружеский совет.

Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей надо понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам.

Значительно помогает в формировании авторитета родителей единство требований к ребёнку со стороны родителей и всех взрослых членов семьи. Единство требований – одно из важных условий успешного воспитания, которое ставит ребёнка в такие условия, когда не выполнить требование нельзя.

Если же отец не поддерживает требований матери или отец наказывает, а бабушка потихоньку прощает внука, то создаются условия, при которых ребёнок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи, лавирует, юлит, старается уйти от ответственности. В такой семье может вырасти неискренний человек. Нужно воспитывать ребенка, чтобы он уважал старших. Уважение, почитание старших - закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче двух других поколений. Учить детей с почтением и уважением относиться к дедушкам и бабушкам – это значит внушать им мысль о том, что, возвышая человека, нравственность учит беречь и приумножать всё то, что накопил человек за годы своей жизни.

Сухомлинский говорил: «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет – вот одна из мудрых истин материнства и отцовства». Как же научить детей любить родителей?

Сухомлинский считал, что среда, в которой общается ребёнок, должна сделать его сердце беспокойным, отзывчивым, воспитать в нём культуру чувств, высокоразвитую способность «видеть человека», сочувствовать ему, сопереживать. Детей надо учить чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца, быть добрыми в мыслях и чувствах. Дети должны видеть и понимать духовную красоту, благородство родителей, их нетерпимость, непримиримость к злу. Ценным средством воспитания являются семейные традиции - передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Их надо изучать, чтобы разумнее использовать в воспитании.

В семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Главным условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании - роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают.На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии родителя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины.

Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Но дети могут быть избалованы бабушками и дедушками, все должно быть в меру. Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости.

Какие же бывают стили воспитания?

Авторитарный стиль воспитания.

Чем характеризуется: все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Со стороны родителей: ограничение самостоятельности ребенка, жесткий контроль, суровые запреты, выговоры и физические наказания.

Со стороны подростка: сильные подростки сопротивляются и бунтуют, могут стать агрессивными и зачастую покидают родительский дом при первой же возможности. Слабые подростки приучаются во всем слушаться родителей, не пытаясь решать что-либо самостоятельно.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что зачастую приводит к подозрительности, настороженности и враждебности к окружающим.

Демократический стиль воспитания.

Чем характеризуется: родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Со стороны родителей: требование осмысленного поведения от детей, помощь, чуткое отношение к запросам подростка. Вместе с тем, забота о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует у подростка ответственное общественное поведение.

Со стороны подростка: сотрудничество с родителями, участие в обсуждении семейных проблем, участие в принятии решений, обсуждение мнений и советов родителей.

Демократический стиль является наиболее оптимальным для воспитания подростка в семье.

Попустительский стиль воспитания.

Чем характеризуется: снисходительное отношение к ребенку во всех его появлениях.

Со стороны родителей: родители практически ни в чем не ограничивают ребенка, что связано с их неспособностью, неумением или нежеланием руководить детьми.

Со стороны подростка: конфликты с теми, кто не потакает им, не способность учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи. Вместе с тем, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как равнодушие, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в «дурную» компанию.

Хаотический стиль воспитания.

Чем характеризуется: отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие конкретных требований к ребенку, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Со стороны родителей: непредсказуемые реакции на действия ребенка.

Со стороны подростка: повышении тревожности, неуверенность, импульсивность, а сложных ситуациях - агрессия и неуправляемость.

При таком стиле воспитания у ребенка не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания.

Чем характеризуется: концентрация внимания на ребенке, стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.

Со стороны родителей: ограничение самостоятельного поведения подростка, тревога, что с ребенком может что-то произойти.

Со стороны подростка: неумение общаться со сверстниками, окружающими, отсутствие своей точки зрения.

Опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения - это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей «Кем быть? Каким быть?» Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей по ранней профориентации. Цель: способствовать активному.

Консультация для педагогов и родителей «Что должно быть у ребёнка в шкафчике? Одежда детей в детском саду»Консультация для педагогов и родителей «Что должно быть у ребёнка в шкафчике? Одежда детей в детском саду» В детском саду на каждого ребёнка имеется индивидуальный шкафчик. В большинстве случаев случается так, что в них находится и хранится очень.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» «Экологическое воспитание детей в семье» Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое,.

Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в семье» Физическое воспитание ребенка в семьеОгромное значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового.

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры в семье» Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры в семье» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье» «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» Сухомлинский.

Консультация для родителей «Музыкально-эстетическое воспитание в семье» МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка.

Трудовое воспитание в семье. Консультация для родителей Консультация для родителей Тема: «Трудовое воспитание в семье». «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для родителей «Каким должно быть воспитание в семье?»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 14:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...