Светлана Барамыкова
Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
Невыносимый, трудный, баловень, как только не называют сложных детей, а почему их поведение такое, что влияет на ребенка и что с этим делать родителям, наказывать или прощать?
Капризы и упрямство мы рассматриваем, как отклоняющееся поведение.
Параллель можно провести со следующими характеристиками отклоняющего поведения:
1. непослушание (которое выражается в озорстве);
2. детский негативизм (т. е. неприятие чего-либо без определенных причин);
Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
3. своеволие;
4. недисциплинированность.
Характеристики отклоняющегося поведения различаются по степени социальной опасности, зависят от возрастных, индивидуальных и личностных особенностях ребенка.
Упрямство – это психическое состояние очень близкое к негативизму
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к преодолению. Может порождать не только детскую лживость, а также привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. В дошкольном возрасте если такие проявления из реактивных переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. Часто являются прямым доказательством инфантилизма родителей.
Капризы – это действия, которые лишены разумного основания
Т. е. «Я так хочу и все!» Могут выступать, как форма самозащиты.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
1) Период упрямства и капризности начинается в 18 месяцев;
2) Заканчивается в 3,5-4 годам;
3) Упрямство в более старшем возрасте вполне нормально;
4) Пик приходится на 2,5-3 года;
5) Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
6) Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
7) В кризисные периоды приступы упрямства и капризности случаются по 5 раз в день, у некоторых детей до 19 раз в день;
8) После 4-х лет, если идет продолжение упрямства и капризности речь идет о фиксированном упрямстве, истеричности, как удобного способа манипулирования ребенком своих родителей. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради собственного спокойствия.
Что можно сделать родителям?
1) Не придавать большого значения упрямству и капризности. Принять к сведению приступ, но не очень волноваться за ребенка.
2) Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы понимаете ребенка.
3) Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждают.
4) Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали,нет, оставайтесь и дальше на этом мнении.
5) Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте (чаще помогает одно – взять за руку и увести).
6) Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних; «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» - Ребенку только этого и нужно.
7) Постарайтесь схитрить «Ой, какая у меня есть интересная штучка или игрушка.» Подобные маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8) Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой, авторитетом.
9) Спокойный тон без раздражительности
10) Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Предупреждение в борьбе с упрямством и капризами.
В каких случаях нельзя наказывать и ругать?
Нельзя хвалить:
*Если достигнуто не своим трудом.
* Не подлежит похвале: (красота, сила, ловкость, ум, похвала из жалости или желания понравиться.
Когда можно и нужно хвалить?
* Надо хвалить: за поступок, за совершенное действие, начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
*Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь.
Нельзя наказывать и ругать!
- Ребенок болен, чувствует недомогания;
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
- когда что-то не получается (когда торопитесь, а у ребенка не получается завязать шнурки);
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью – но очень старался;
- когда сами не в себе.
7 правил наказания, которым обязаны следовать родители и близкие ребенку взрослые.
1) Наказания не должны вредить здоровью.
2) Если есть сомнения лучше не наказывать.
3) За один проступок 1 наказание.
4) Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5) Надо наказывать и вскоре прощать.
6) Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, важно объяснять ребенку за что и почему наказан.
7) Ребенок не должен бояться наказания.
Любить ребенка это не всегда угождать и подстраиваться!
Это:
Установление понятных для ребенка правил.
Помощь в их выполнении.
Своевременное предупреждение или напоминание, (если ребенок забыл или не до конца усвоил правило).
Следуя нашим рекомендациям можно достичь понимания и согласия со своим любимым «чадом».