Анжелика Пастухова
Консультация для родителей «Когда и как помогать ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький, беспомощный — как ему не помочь.
Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой,
подсказываем слова, говорим и думаем за него.
Возмущаемся: какой несамостоятельный.
Тревожимся: научится ли?
Опасаемся: успеем ли выполнить программу?
В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.
Не менее того.
Публикация «Консультация для родителей „Когда и как помогать ребенку“» размещена в разделах
На что ребенок имеет право, т. е. что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.
Как быть
• Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь : потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть, придать игре нужное русло (по сути, переключить, услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).
• Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.
А теперь — как.
Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.
Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить — какая помощь нужна — подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.
• Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно — он будет приобретать собственный уникальный опыт.
Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.
Как развивать любознательность ребёнка
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребёнка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушёл безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребёнка.
Как быть
• Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
• Проводите с детьми целенаправленную педагогическую работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
• Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
• Выводите детей на экскурсии за пределы детского сада, для накопления непосредственных впечатлений.
• Определите познавательные интересы, привязанности каждого ребёнка в группе, и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
• В повседневной жизни предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если», «Какой игрушки не стало» и др.
• Создавайте в группе условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Внесите различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
В различных видах деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
• Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать» за ребёнка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.