Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка в свободное от занятий время в детском саду и дома.
Лепка – полезное детское хобби
Известно, что лепка развивает не только воображение, но и моторику. Но это далеко не все полезные качества. Доказано, что лепка :
заставляет работать оба полушария мозга одновременно;
вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
способствует развитию речи;
развивает абстрактное мышление;
учит понимать пропорции деталей;
Публикация «Консультация для родителей „Лепка в свободное от занятий время в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
снижает возбудимость и раздражительность;
помогает избавиться от страхов (путем лепки пугающих персонажей);
повышает самооценку юного скульптура.
Какой материал выбрать для дошкольника
Начинать лепить можно примерно с полутора лет и даже раньше. Важно только следить, чтобы юный скульптор не тащил «орудия труда» в рот. Для самых маленьких лучше выбирать безопасные материалы.
Для малышей есть разные материалы для лепки :
Пластилин – популярный и хорошо знакомый пластичный материал, но его рекомендуется покупать только для детей старше трех лет. Выбирая, отдавайте предпочтение наболее мягкому виду, иначе у маленького мастера просто не хватит сил, чтобы размять массу и придать ей нужную форму.
Восковой пластилин – более мягкий и пластичный, не требует разминания, легко склеивается, подходит для малышей.
Скульптурный пластилин – позволяет получить реалистичные фрукты и ягоды, подходит для лепки сложных животных и героев мультфильмов. Удобен в работе, не крошится и не засыхает. Ориентирован на детей от трех лет.
Тесто для лепки – мягкая и безвредная масса, идеальный выбор для самых маленьких «рукодельников». Можно приготовить соленое тесто самостоятельно. Но поделки из соленого теста затвердевают только после сушки. Естественным образом тесто высыхает очень долго, поэтому нужно использовать духовку.
Глина – подходит для совместных занятий с детьми, так как готовые поделки нужно запекать.
Полимерная глина – искусственный аналог натуральной. После запекания изделие похоже на пластик, не боится воды и тепла. Идеальна для игрушек, но подходит только для совместных занятий, так как требует запекания в духовке.
Самозастывающая масса (или самоотвердевающая полимерная глина, не требующая запекания) – новинка последних лет. Отличается пластичностью, приятна в работе. Готовые фигуры застывают на открытом воздухе за несколько часов и становятся прочными.
Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее : «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Как увлечь ребенка лепкой
Большинство малышей с удовольствием лепят из пластилина всевозможные фигурки. У кого-то сразу получаются узнаваемые персонажи, а кто-то фантазирует и создает новые образы. Но есть дети, у которых лепка не вызывает интереса. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять сына или дочь заниматься творчеством, задача стоит в другом – вызвать интерес и научить работе с незнакомым материалом.
1. Для начала дайте малышу кусочек массы для лепки и покажите, как ее можно мять и вытягивать, придавая различные формы. Пусть поймет, что кусок легко разделить на части и склеить в один ком или фигуру.
2. Затем слепите что-нибудь простое и узнаваемое малышом самостоятельно. Это может быть колобок, ежик, шишка, мяч, морковка. Главное, чтобы ребенок узнал эту фигурку и захотел сделать что-то подобное.
3. Заметив интерес, покажите маленькому скульптору, как работать с материалом – раскатывать колбаски, катать шарики и жгутики между ладонями. Не спешите просить ребенка слепить что-то конкретное, пусть знакомится с пластилином или тестом.
Для начала лепите вместе простые фигуры. Девочкам можно предложить слепить колобка, а мальчикам будет интересно сделать своими руками яркий мяч. Старайтесь избегать замечаний, пусть ребенок сам сделает то, что хочет, лучше разберите поделку по итогам, подскажите, как сделать результат более красивым и похожим на прототип. Малышам не показывайте лепку вареников, пирожков и другой еды, чтобы избежать опасной «дегустации».
Лепка- один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки- самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Глина
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.
Пластилин
Услышав слово «пластилин» сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Приемы лепки из пластилина разнообразны. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности.
Тесто
Приемы работы с тестом очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать что тесто более сложный материал и отдельные детали не нужно примазывать, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
Снег
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега- очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.
Песок
Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.
Виды лепки :
- предметная
- сюжетная
- декоративная
В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение детей изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке : - научить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
- научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
- использовать различные приемы лепки.
Декоративная лепка – это создание детьми предметов на темы народного декоративно-прикладного искусства. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.
Хочется сказать еще об одном виде лепки – по замыслу. Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.
Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей в работе с детьми можно использовать так называемые нетрадиционные способы и лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную, или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы).
Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
Эти два способа известны достаточно давно.
Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного искусства,по сравнению с двумя другими, появилась значительно недавно, но завоевала огромную популярность у педагогов. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основой может служить цветной картон, что во многом упрощает работу дошкольникам.
Приятно, когда ребенок делает что то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребенка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.
Лепка положительно влияет на здоровье ребёнка.
В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
В процессе лепки ребенок разминает пальцами тесто, глину, пластилин; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
В процессе лепки развиваются все психические процессы:
1) восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит пропорции изображения, учится условно передавать с помощью символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует, сравнивает;
2) память - ребенок воспроизводит запечатленные и сохраненные представления и образы окружающего мира, обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая скульптуры;
3) внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком-либо объекте. Ребенок учится концентрироваться на выполнении работы долгое время;
4) мышление - ребенок учится анализировать качество выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать свою деятельность
Влияние лепки на развития эмоциональной сферы
Эмоциональное душевное обогащение ребенка осуществляется посредством знакомства с произведениями искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления ребенка, его воображение (способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им).
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве, у детей развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию.
Влияние лепки на социализацию ребенка
Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:
- «для себя» - подчинение правилам, самоутверждение в коллективе сверстников, презентация себя и своих возможностей;
- «для других» - выполнение обязанностей, объединение общим делом, заданием, распределение ролей и зоны ответственности, умение слушать других, доказывать свою точку зрения.
Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения - способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.
Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений общественной жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», «кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку».
В заключении хочется сказать. Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные для готовности к школе процессы, приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, специальных волевых усилий.
Чем полезна лепка для ребёнка
Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют
всестороннему развитию реб нка:
• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию
цвета, формы, фактуры;
• развивают пространственные представления;
• совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении
навыком письма;
• способствует развитию речи;
• развивают творческое воображение;
• способствуют развитию межполушарного взаимодействия;
• вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
• способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.
С какого возраста можно заниматься лепкой?
Примерно начиная с 1 года, реб нка можно начинать знакомить с тестом для лепки и
пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то
творческое.
Как выбрать материал для лепки?
Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять
в ручках, заполнять им формочки.
Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные
поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание,
чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.
Как организовать занятия лепкой?
1. Выбираем цвет.
Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-тр х
цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать
выбор).
2. Разминаем.
Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш
разминает свой брусочек, а вы – свой.
3. Выполняем простые действия.
Для начала можно показать реб нку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него
кусочек, сделать из него леп шку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.
4. Отщипываем кусочки. Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не
оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги.
Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные
изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на
предметах одежды, наряжайте нарисованную лку и т. д.
5. Катаем колбаски и шарики.
Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую
поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные
шарики можно раздавить пальчиками.
6. Делаем отпечатки.
Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать
леп шку из пластилина и предложить малышу вдавливать в не разнообразные предметы:
пластиковую крышку, игрушечную вилку, формочки для песка и даже собственные
пальчики.
Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно
находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал
пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать реб нку в осуществлении его
творческих замыслов.