Лучший педагог года

Консультация для родителей «На пороге школы»

Елена Крисанова
Консультация для родителей «На пороге школы»

Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению. Если ребенок идет в школу не готовым в психологическом отношении, это может иметь самые печальные последствия, как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.

Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?

Публикация «Консультация для родителей „На пороге школы“» размещена в разделах

Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, т. е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.

Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником, – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники, ощутить себя большим, школьником.

Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.

Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые уже он не может удовлетворить дома.

Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а познавательные выражены слабо. В таком случае детей интересуют в школе не знания. А строгое исполнение роли ученика. Ребенок ориентирован в основном на одобрение и похвалу учителя, потому что только учитель может оценить, как он исполняет роль ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать все как надо могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет для ребенка привычной, и исчерпает свою привлекательность, учение в школе утратит для него смысл, если, конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.

Однако, если у ребенка доминируют познавательные мотивы учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы больше узнать. Стремления хорошо выполнять обязанности ученика, понимания своей новой ответственности у них может и не быть. И если такому ребенку на уроке становится скучно, он легко может заняться посторонним делом или выйти вовсе из класса. Он учится лишь до тех пор, пока новый материал представляет для него познавательную ценность.

Ему скучно делать все, что не вызывает его непосредственного интереса: выполнять домашние задания, тренировать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует на сегодняшний день, чем дети с преобладанием социальных мотивов.

Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.

Дошкольник существо непосредственное. Он делает и говорит то, что хочет, и не задумывается как именно и почему он это делает. В конце дошкольного периода дети обычно теряют эту непосредственность; перед ними возникают вопросы: «Правильно ли я делаю? Как нужно?» Они начинают опосредовать свои действия представлением о том, «как надо делать», что превращает их поведение в произвольное и осознанное.

Многие трудности в обучении шестилетних детей связаны как раз с тем, что они еще не утратили непосредственности, которая очень мила в семье, но мало приемлема в школе.

Помимо психологической готовности к школе существуют специальные навыки и умения, которые также необходимы. Это, прежде всего, умения писать и читать. Конечно, если у ребенка есть психологическая готовность к обучению, если он хочет и умеет учиться, он без труда овладеет этими навыками. Но все же, если вы хотите облегчить адаптацию ребенка в школе, лучше заранее учить его этому.

Особенно тяжело дается детям письмо. Чтобы избежать серьезных проблем в этой области, лучше готовить руку к письму с пяти лет: необходимо приучать руку к любым мелким, но точным движениям – лепка, аппликация, рисование и т. д. Если у ребенка хорошо развита микромоторика руки, он без труда овладеет навыками письма.

Учить читать тоже лучше до школы. В 4-5 лет это значительно легче. Чем в семь-восемь. Ребенок еще экспериментирует со словом, интуитивное чувство языка еще не притупилось, поток детских вопросов еще не иссяк. Язык дошкольнику еще интересен. Вам остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речи и грамотой.

Если ребенок научиться писать и читать до поступления в школу, это во многом облегчит ему переход к новой для него школьной жизни. А переход этот труден для каждого ребенка, на которого буквально обрушиваются новый мир отношений со взрослыми и сверстниками, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. И для того, чтобы ребенок благополучно вошел в эту новую для него жизнь и комфортно чувствовал себя в ней, ему необходимы помощь взрослого, его участие.

Публикации по теме:

«Новый год на пороге!» Оформление группы«Новый год на пороге!» Оформление группы Новый Год! Самый долгожданный и нарядный праздник для детей и взрослых! Украшаем, кажется, всё что можно и фантазии нет границ! И сколько.

Фотоотчет «На пороге Новый год»Фотоотчет «На пороге Новый год» Новый год — это удивительный и всеми любимый праздник. Он дарит много впечатлений и эмоций, которые согревают нас и наших детей весь год.

Конкурс для детей начальной школы и родителей «Театральные подмостки»Конкурс для детей начальной школы и родителей «Театральные подмостки» 1. Пояснительная записка В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его.

Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Подготовка ребенка к школе – это, пожалуй, один из самых сложных и болезненных вопросов.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Консультация «Элементы инженерной школы» на занятиях кружкаКонсультация «Элементы инженерной школы» на занятиях кружка В этом году,работая с детьми подготовительных групп,я внесла в программу кружка несколько занятий,объединенных общим названием"Мы-инженеры.

«На пороге — Новый год». Театрализованное представление Действующие лица: Снежинки Снегурочка Баба Яга Леший Дед Мороз Ход праздника ведущий. Здравствуй, ёлка дорогая, Снова ты у нас в гостях,.

Проект «Новый год на пороге», часть 2Проект «Новый год на пороге», часть 2 Прошла еще одна неделя и мы с моими малышами снова готовились к новому году. На этой неделе мы учили стихи о зиме, о новом годе, о елочке,.

Проект «Новый год на пороге» (часть 3)Проект «Новый год на пороге» (часть 3) Здравствуйте дорогие коллеги!На прошедшей неделе мы продолжали реализовывать наш проект. Мы лепили снежинку из пластилина, новогодние игрушки.

Стихотворение «На пороге Новый год»Стихотворение «На пороге Новый год» Здравствуйте, мои дорогие коллеги! Ну, что, готовы к наступлению Нового года? Он, уже, близко. А у меня родился новый стих. На пороге Новый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «На пороге школы»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 23:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД