Кононова Светлана
Консультация для родителей «Гаджеты и их влияние на детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Гаджеты и их влияние на детей»
Подготовила воспитатель детского сада С. А. Кононова
Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.
Публикация «Консультация для родителей „Гаджеты и их влияние на детей“» размещена в разделах
По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день. А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.
Детско-родительские отношения
Родители дают детям гаджеты с разными целями : для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.
В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.
Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации
Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.
Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.
Влияние на психику ребенка
В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.
Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же. У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.
У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.
Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.
Влияние на социализацию
Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.
Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.
ЧТО НУЖНО УСВОИТЬ РОДИТЕЛЯМ «ЦИФРОВЫХ» ДЕТЕЙ?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
• С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
• Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
• Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
• Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.
Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?
Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:
• детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
• детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
• детям 5-6 лет — 1 час в день;
• детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
• детям 10-13 лет — 2 часа в день;
• детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.